МОТОГОНКИ.РУ, 6 сентября 2010 - Многих смутила беспечность, с которой на аварию Томидзавы, Реддинга и Де Анжелиса отреагировала Дирекция гонок. Если бы подобное случилось в Королевском классе, в MotoGP или же в Формуле-1, гонку не только бы остановили, скорее всего ее остановили бы полностью. Примером может служить Гран-При Венгрии 2009 года, когда в тяжелую ситуацию попал Филиппе Масса. Ему потребовалась медицинская помощь сразу, на треке. Ради этого по среди заезда появился автомобиль безопасности. В "гонках поддержки", таких как Moto2 и GP125 так не делают.
Вспомним случай с Кармело Моралесом, который поймал жутковатый хай-сайд за 20 метров до финиша Гран-При Каталонии, и оставшийся лежать без движения под прицелом десятков фотоаппаратов и телекамер под пит-волом. Его тоже не спешили эвакуировать, потому что нужно было завершить гонку. Моралес лежал до тех пор, пока последний пилот Moto2 не пересек финишную черту, и только после к нему подоспели маршалы. "К счастью, испанский пилот отделался только ушибами" - сообщила позже Dorna, на деле, Кармело сломал позвонок. Но это выяснилось через день, когда его все же осмотрели врачи, но не в Мобильной Клинике, а в госпитале.
В Мото Гран-При тяжело травмированных пилотов обычно сразу же эвакуируют - сначала в Медицинский центр трека, затем в госпиталь. Томидзава получил два серьезных удара уже после падения: по голове и по грудной клетке, после чего потерял сознание, но был еще жив. Немедленная эвакуация в госпиталь могла бы помочь, как считают некоторые специалисты... однако, не участвовавшие в оказании помощи японскому пилоту.
На поверхности - лишь странное отношение организаторов, но на деле все оказывается не таким простым.
По окончании гоночного дня, организаторы Гран-При Сан-Марино созвали внеплановую пресс-конференцию, где ответили на многие животрепещущие вопросы, включая эти два. Официальные лица сказали, что гонку не стали останавливать, так как заезд не мешал маршалам эвакуировать пилотов и их мотоциклы с трека. Вроде бы, две минуты - достаточно быстро?
Вопрос об этом был задан Доктору Клаудио Маккиагодена из Мобильной Клиники (второй человек после Косты): "Мы не ждем, пока у пациента начнут возникать проблемы... Во многих случаях скорейшее оказание помощи помогает. В данном конкретном случае, по моему мнению, скорейшая эвакуация могла бы помочь. К тому же, [в отличие от фотографов] у парамедиков нет мотоциклов, чтобы быстро достигать нужной точки большого трека. А ведь они могут продуктивно работать только за пределами гоночной трассы," - ответил итальянец.
Сразу же после того, как подъехала "скорая", Томидзаве начали оказывать первую помошь:
"За ограждением трека у нас была одна карета с нужным оборудованием для искусственного дыхания, там о гонщике сразу же позаботились, - сказал Маккиогодена, - Я не просил выкидывать красный флаг, потому что в этом уже не было необходимости."
"После того, как гонщика доставили в Медицинский центр, некоторые спрашивали меня, почему его так долго эвакуировали - уже на машине до центра. Интенсивная помощь стала оказываться сразу же, как только пострадавший оказался за оградой. Обычно, если вы ломаете руку, "скорая" играет роль такси, когда вам нужно быстро погрузить и отправить гонщика восвояси. Но в этом случае было очень важно проведение постоянной вентиляции легких, а для этого необходимо наличие двух медиков сразу."
"Когда [Томидзава] прибыл в Медицинский центр, его состояние было критическим. Мы продолжили интенсивную терапию. У нас много разных докторов, но ситуация была критическая, мы делали ему искусственное дыхание, поддерживали в нем жизнь все это время! Мы обнаружили несколько очень тяжелых травм при помощи сканера, и это не было обычное сотрясение мозга: грудная клетка и живот были сильно повреждены."
"Он испытал серьезный удар в область сердца, единственной возможностью его спасти, была немедленная отправка в госпиталь Риччьоне, потому что он очень близко и у нас были врачи, способные продолжать процесс вентиляции легких. Вертолет оказался слишком далеко, тогда как карету подали достаточно быстро. По прибытии в госпиталь, мы продолжали терапию в течение минут десяти или более... в конце концов, ничего бы не изменилось для Томидзавы."
Ответ на вопрос, почему гоночный день не был остановлен, представитель Dorna Sports Хавье Алонсо ответил, что у них не было информации о состоянии Шоя Томидзавы до 14:20 (через 20 минут после старта Гран-При в классе MotoGP). Представитель Ассоциации гоночных команд (IRTA) Франко Унчини признал, что случившуюся аварию действительно невозможно было предотвратить или предугадать. Единственным способом в будущем спасти пилота в подобной ситуации он назвал улучшение существующей защитной экипировки:
"Мы можем сказать, что произошедшее никак не было связано с вопросами безопасности на гонках, - сказал Унчини, - Проблемы с травмами могли бы произойти в любой момент, с любым из гонщиков. С теми технологиями, что у нас есть на данный момент, решить подобную проблему тяжело. Но мы пытаемся повлиять на то, чтобы в будущем гонщики получали меньше травм в случае аварий."