МОТОГОНКИ.РУ, 7 февраля 2014 - Предыдущие эпизоды: MotoGP. Марк Маркес - El fenómeno: Ранние годы MotoGP. Марк Маркес - El fenómeno: Реально большие призы
Доха, Катар, 4 апреля 2013 года. В тот четверг, когда стартовали первые свободные практики чемпионата, на 20-летнего Марка, впрочем, никто не осмелился сделать ставку, даже после того, как он завершил FP1 четвертым. А на следующий день Марк вышел в лидеры и квалифицировался в первом Гран-При на «литровом» мотоцикле 6-м! Маркес превзошел своего напарника по Repsol Honda, оказавшись выносливей Педросы и в гонке. Он навязал борьбу и заставил понервничать самого Росси, когда атаковал его за 3 круга до финиша. Марк завершил первую гонку в Премьер-классе на подиуме, мгновенно став звездой.
В Техасе Маркес был просто на голову выше всех
Вторая гонка года в Техасе стала абсолютным триумфом Маркеса: совершенно новый трек, минимум данных, погодные условия, оставлявшие желать лучшего, и... первая победа в MotoGP, новый абсолютный рекорд в истории чемпионата и статус «самого молодого победителя гонок в Королевском классе». Маркесу только 20 лет и 63 дня, а он бьет рекорд «Быстрого» Фредди Спенсера, который держался с 1982 года!
«Он действительно планирует выиграть чемпионат! Знаете, когда я пришел в GP500, у меня и мысли не было, что можно просто прийти и взять титул с первой попытки. Возможно, мне не удалось этого добиться именно по той причине: я считал это невозможным. А он уверен, что сделает».
Следующее сражение определило вектор чемпионата до конца года – это битва Маркеса с Хорхе Лоренцо, она началась в Jerez de la Frontera и завершилась, спустя 6 месяцев, в Валенсии. Дани Педроса не оставил соперникам шансов на победу в Хересе. Но ключевым событием дня стала гонка преследования между действующим чемпионом и будущим. Лоренцо провел еще блистательный мастер-класс по безупречному пилотажу, тогда как Марк, висевший у него на колесе всю вторую половину, совершал ошибку за ошибкой, пару раз едва не уронив Yamaha, но все же не отставал и сохранил темп до последнего круга, где вдруг успешно атаковал Хорхе. «Я был спокоен насчет того обгона, - комментировал Лоренцо. – Я знал, где смогу вернуть себе позицию. Вот на что я был нацелен – на обгон незадолго до финиша».
И вот, последний круг практически пройден, Педроса уже пересекал финишную прямую, когда Маркес и Лоренцо подкатили к последнему повороту – Марк чуть впереди, Хорхе за ним. Эта узкая и медленная шпилька повидала много падений, слез и проклятий. По иронии судьбы, в четверг, перед началом уикенда этот вираж Circuito de Jerez был переименован в честь Лоренцо...
Хорхе молненосно среагировал, подметив, что его юный соперник чуть-чуть промахнулся на торможении и ослабил защиту - уроженец Майорки тут же оказался на выгодной траектории. Еще секунда-другая, и Лоренцо – внутри поворота – впереди, полный уверенности, что игра сделана, его траектория оптимальна, а Маркес сзади...
Но в этот момент Марк оказывается между ним и внутренним поребриком! Honda начинает скользить – насколько нестабилен RC213V: Маркеса сносит наружу, согласно законам физики, под Хорхе, который почти завершил свой «безопасный» маневр.
Маркеса сносит наружу, согласно законам физики, под Хорхе, который почти завершил свой «безопасный» маневр
Мотоциклы встретились на апексе, жесткий контакт, Лоренцо едва удерживается в вертикальном положении и уезжает по прямой, а Марк, как ни в чем не бывало, устремляется к финишу – вторым! Лоренцо был настолько шокирован и взбешен, что даже отказался от рукопожатия в закрытом парке, которое предлагал Марк. Лишь спустя две недели, в Ле Мане испанцы пожали друг другу руки и примирились.
В конце сезона, Лоренцо дал такую оценку событиям Хереса: «С одной стороны, ошибки с моей стороны не было. С другой, думаю, я все же оставил калитку приоткрытой, чем спровоцировал Марка. Для кого-то чуть более опытного эта атака показалась бы слишком опасной, невозможной, а он пошел на риск. Мне следовало еще тогда проучить этого сорванца, возможно, чемпионат пошел бы по иной траектории. Думаю, в тот момент я недооценивал его стремление к победе».
Выиграв в Техасе и взяв «серебро» в Хересе, Марк вышел в лидеры чемпионата, установив еще один рекорд.
На этом восхождение не остановилось. Судьба предоставила Марку подарок, на который он не мог и рассчитывать. На дождевой практике в Ассене Лоренцо сломал ключицу, а на следующем этапе в Sachsenring сотрясение получил Педроса – оба лидера серии пропустили гонку в Германии, искренне рассчитывая на то, что сохранят баланс... между собой, но они не принимали во внимание Маркеса!
Маркес в последний раз позволил Валентино Росси ехать впереди себя в Калифорнии
В отсутствие соперников, Марк выиграл Гран-При Германии, а затем и оба американских уикенда – в Laguna Seca и Indianapolis, следующих один за другим.
Гран-При Нидерландов стало еще одной реперной точкой сезона-2013. Победу в гонке одержал Валентино Росси, что само по себе было событием, а Маркес тогда приехал вторым. Но это был последний раз, когда 20-летний каталонец видел спину номера «46».
В Лагуне Маркес красиво «сделал» Валентино тем же приемом, которым сам Росси в 2008 остановил несгибаемого Стоунера.
Это был один из самых запоминающихся моментов сезона: на четвертом круге Марк, не слезавший с колеса у Росси, отважился на смелую и почти безумную атаку в «The Corkscrew»: выскочил из-за спины у Валентино на вершине холма и оказался на небезопасной внешней траектории, заехав почти на два метра за внешнюю границу поребрика, на неровный и грязный бетон. Росси от неожиданности сбавил темп – такой наглости он не ждал, но был готов к тому, что Марк вот-вот распластается перед ним на асфальте. Но каталонец поймал свой байк и, что еще больше удивило итальянца, тут же пошел в отрыв. Пройдя Росси, Маркес догнал раннего лидера гонки, своего прежнего визави Штефана Брадля и играючи прошел его в узкой шпильке за три круга до финиша.
Все три американских уикенда – в Техасе, Калифорнии и Индиане Марк выиграл, стартовав с первой линии или поул-позиции, а также во всех установив новый рекорд трассы. Серию из 4 побед он замкнул в Брно.
Езда на ушах стала нормой для Маркеса, и его стилем, который сформировался к августу 2013 года
Стоит отметить, что к августу у Маркеса появился свой, уникальный стиль борьбы. Стратегией в каждой гонке стало преследование соперников, поиск слабого места и безопасная атака, после которой нанести ответный удар уже было невозможно. Маркес постиг науку сохранения покрышек, поэтому всегда мог держать темп до последних кругов и ехать все быстрее и быстрее, тогда как конкуренты замедлялись. Конечно, так было не во всех Гран-При, но летом, на горячем асфальте каталонец доминировал и действовал легко, даже ошибаясь.
Педроса потерял контроль над байком после касания с Маркесом, это было больно!
Гран-При Арагона стало драматичным событием. Марк был вовлечен в неприятный инцидент с Дани Педросой: их мотоциклы зацепились при близком обгоне, что привело к разрыву сигнального кабеля датчика системы трекшн-контроля RCV напарника. В одно мгновение система перестала работать, и в правой руке у Даниэля оказался весь неуправляемый табун из 265 «лошадок» – хай-сайд и сход, и хотя Педроса не получил новых травм, это был конец его борьбы за титул. Маркес, напротив, положил одну руку на золотой кубок, выиграв и эту гонку.
После инцидента Дирекция всесторонне рассмотрела ситуацию, взяв на решение целых две недели. Маркес не был наказан сурово: Комиссия по безопасности FIM не усмотрела в его действиях намерений навредить партнеру, так что Марку начислили один штрафной балл – в качестве предупреждения, а вот Honda потеряла очки в этой гонке. Маркес вышел из ситуации без потерь, но был ли он «предупрежден на будущее»?..
В его черном списке уже был один балл. И в решающий момент «терпение» Дирекции к резким маневрам потенциального чемпиона лопнуло.
Перед началом уикенда в Австралии Марк опережал единственного претендента на титул (Лоренцо) на 43 очка и мог взять титул досрочно, но ситуация вышла из-под контроля. Подготовка к Гран-При шла не по плану из-за непредвиденных обстоятельств – чрезмерного перегрева и износа покрышек на новом асфальте Phillip Island Circuit, где Bridgestone и команды MotoGP не имели возможности тестироваться в этом году. После серии падений на практиках и жутких отчетов из гаражей всех трех классов, Дирекция пошла на беспрецедентные меры, по сути, изменив правила чемпионата за два часа до старта Гран-При, которое стало первой и единственной в истории гонкой с обязательным пит-стопом для всех пилотов.
Маркес потерял очки в Австралии, но это не изменило ход чемпионата
Сам заезд сократили с 24 до 19 кругов, а гонщикам предписали вернуться на пит-лейн для замены байка (с новыми покрышками) после 9 из них. Марк уверенно шел на подиум и знал, что должен вернуться в гараж, но команда не спешила показывать «back to pit», и он, в итоге, сделав лишний круг по Phillip Island, был дисквалифицирован! Черный флаг - самая жестокая мера наказания, которую Дирекция может применить к нарушителю. Ну, а Лоренцо выиграл, и в отсутствие Марка молниеносно приблизился к нему в генеральной классификации, сократив отставание на 25 очков. Судьба титула вновь перестала быть столь очевидной.
Не решилась она и в Мотеги, где Лоренцо отыграл еще 5 очков, так что главная схватка переместилась в Валенсию, где Dorna Sports на этот раз удалось собрать полные трибуны – более 104 тысяч зрителей, жаждущих своими глазами увидеть Битву Года: Лоренцо (теоретически) мог защитить свою корону, если бы финишировал первым, а Марк оказался бы ниже 4-й позиции.
А ведь это моторный спорт, где возможно все!
Битва в Валенсии прошла под диктовку Лоренцо, а Марк впервые не полез на рожон - и выиграл титул
«Перед гонкой состоялся серьезный разговор с Сухеем [Накамото], - рассказал Маркес. – Он сказал: пожалуйста, просто включи голову на этот раз, хорошо? И я подумал: ну, если босс просит, значит, для этого есть серьезная причина».
Впервые с начала года Маркес не лез на рожон сразу после старта, но и теряться в трафике не планировал. Только Лоренцо, Педроса и Марк шли в одном темпе с самого начала, тогда как остальные стали проигрывать им доли секунды с каждого круга. Между Хорхе и Дани началась жестокая дуэль, в которой оба едва не оказались на асфальте во втором повороте Ricard Tormo Circuit, и Маркес воспользовался этим, чтобы пройти в лидеры. Он снова был во главе пелетона! Хоть и не долго – Лоренцо действовал максимально агрессивно на этот раз, и, жестко отодвинув соперника через пару кругов, вернул себе позицию, которая уже ничего не решала...
Имя своего героя скандировали 100 тысяч человек - невероятное ощущение!
Маркес комфортно финишировал, купаясь в лучах славы – в третий раз за 4 года в Валенсии, где прежде толпа приветствовала его как чемпиона Moto2 и GP125. Это было ни с чем не сравнимое зрелище и шоу, когда весь стадион – более 100 тысяч человек скандировали имя самого молодого чемпиона MotoGP в 65-летней истории серии. Каталонской Звезды, взошедшей, как все надеются, надолго.
Предыдущие эпизоды:
MotoGP. Марк Маркес - El fenómeno: Ранние годы
MotoGP. Марк Маркес - El fenómeno: Реально большие призы
Полная версия опубликована в декабре 2013 года, журнал RACEMAG: MOTOGP SEASON REVIEW 2013. Все права защищены.