МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
ТЕСТ-ДРАЙВЫ
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
188087
24 марта 2009 в 22:38
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Выбираем мотоцикл для мотокросса: 2Т или 4Т?

Каждый решивший сесть на кроссовый мотоцикл задает себе вопрос: чего бы такого сделать, чтобы не разочароваться в этом виде спорта после первого-второго выезда? Это риторический вопрос, хотя ответ частично сокрыт внутри: чтобы не разочароваться, надо что-то делать. Например, тренироваться чаще и подходить к тренировкам умнее. Но это все лирика, есть и другая сторона – техническая. Преимущества и недостатки 2- и 4-тактных кроссовых мотоциклов мы разберем на примере одного из самых популярных 250-кубовых «кроссачей» Yamaha серии YZ. Компания продолжает выпускать обе версии, стоят они примерно одинаково, хотя в их конструкции есть несколько принципиальных различий.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 24 марта 2009 - Давайте условимся, что сегодня речь идет о спортивной технике, так что аспекты езды по дорогам общего пользования мы не затронем. Имейте в виду, что по российским законам, кроссовые мотоциклы (в частности YZ) не предназначены для эксплуатации на шоссе.

Двигатель и система выхлопа у YZ250F расположены более компактно

Итак, два внешне очень похожих друг на друга байка. 2-тактный YZ250 легко узнать по большому черному резонатору, тогда как выхлопная система YZ250F («F» означает «Four Stroke» - 4-тактный) элегантно спрятана внутри рамы. Двигатель и система питания – вот что отличает эти мотоциклы в первую очередь. Не углубляясь в дебри конструкции, в двух словах различия можно описать так: 2-тактный двигатель работает на бензине, уже смешанном с моторным маслом в нужной пропорции; в 4-тактном бензин и масло живут порознь. Благодаря этому «двухтактник» прост по конструкции и дешев в эксплуатации, к тому же, в нем гораздо меньше деталей. Зато ресурс современного «четырехтактника» гораздо больше. Выпускная система 2Т – неотъемлемая часть двигателя, сняв глушитель с мотоцикла, вы потеряете половину мощности. 4Т может работать и вовсе без глушителя … до прихода технического комиссара, который незамедлительно дисквалифицирует вас за нарушение правил по шумности.

Поскольку большинство мотоциклов строится вокруг двигателя, шасси и настройки подвески YZ250 и YZ250F также отличаются. Это связано с разными «характерами» двигателей и доставкой энергии на заднее колесо. «Взрывной характер» 2-тактного двигателя проявляется на высоких оборотах, в то время как энергия от 4-тактного доставляется более равномерно во всем диапазоне. Соответственно, на амортизаторах YZ250 устанавливаются пружины иной конфигурации, чем на YZ250F - подвески работают иначе. Если поменять местами амортизаторы этих мотоциклов, геометрия шасси обеих машин будет нарушена, и ездить на них станет небезопасно.

Yamaha YZ250 - 2-тактный мотоцикл мощнее своего собрата на 10 л.с.

Главное, что привлекает спортсменов в «двухтактниках» - пиковая мощность. Двигатель YZ250 выдает 46.4 л.с. при 8500 об./мин., тогда как его 4-тактный собрат более чем на 10 л.с. меньше - 36 л.с. на 11300 об./мин. Что касается крутящего момента, то и здесь 2-тактный двигатель обеспечивает более чем 30% превосходство. Рабочий диапазон YZ250 – всего 3500 об./мин.: чтобы мотоцикл «ехал», ручку газа нужно держать открытой более чем на 3/4. Казалось бы, вот оно – бери да пользуйся! Но эта история не была бы столь однозначна, если не различный уровень подготовки спортсменов.

Чтобы по достоинству оценить все плюсы 2-тактного двигателя, нужно быть ассом и ехать «в полный газ». Не боятся крутить мотор американские кроссмены. Сегодня американская школа самая сильная в мире, прежде всего потому, что подавляющее большинство участников американских серий выросли в кроссовой среде, начали свой путь еще в детстве. Многих «подсадили» на кроссовые мотоциклы отцы, которые и сами не прочь погонять в воскресный день с друзьями. Разумеется, знакомство с техникой начиналось с легких недорогих 2-тактных мотоциклов с объемом двигателя 65-85 куб.см. Мальчики вырастали, переходили из класса в класс, но сохраняли привязанность к «взрывному характеру» своих «жужжалок». Качественный грунт, специально доставляемый на стадионы для этапов AMA Supercross, скрупулезная подготовка трасс для красочных гонок позволяют реализовывать все возможности «двухтактников». Для некоторых видов внедорожной езды высокий крутящий момент и мощность необходимы, как воздух. Например, для мотофристайла. Однако все больше кроссменов-«классиков» предпочитают 4-тактные мотоциклы. Почему?

AMA Lites - теперь почти все на 4 тактах!

Американцы решили разобраться в этом вопросе и собрали статистику на разных гоночных трассах. Оказалось, что у одних и тех же райдеров, среднее время круга на 2-тактных и 4-тактных мотоциклах одинаковой кубатуры … идентичное! Все очень просто: разные трассы, разные покрытия, разный грунт и разный класс гонщиков – все это влияет на результаты во время гонок. На трассах, имеющих мягкий «dirt» или на песке, где всегда хороший зацеп или приходится «копать», «двухтактники» всегда показывали лучшее время круга. Одновременно с этим, они же «привозили» худшие круги. На «жестких» треках, изобилующих хорошо укатанными пыльными дорожками, 4T всегда были быстрее. Кстати, большинство российских кроссовых трасс именно такие – «жесткие». Немаловажную роль здесь сыграл крутящий момент и мощность «на пике»: когда заднему колесу мощного 2-тактного мотоцикла не за что было зацепиться, и оно срывалось в юз, пилоты совершали ошибки, их скорость снижалась. При езде на 4-тактном мотоцикле гонщики реже переключали передачи, плавнее заходили в повороты, а на жестких участках «поднимали» мотоциклы с низов, исключая пробуксовки. Да, они не показывали лучших кругов, но и худших тоже: среднее время всегда было стабильным.

Вероятно, кому-то из кроссменов «старой школы», таких как Рикки Кармайкл, Стефан Эвертс или Джереми МакГраф 250-кубовый 2-тактный байк и помог бы выиграть гонку против целой армии 4-тактников. Для большинства пилотов среднего уровня дополнительные «10 резвых пони» на заднем колесе создали бы только новые затруднения в освоении грунта.
Впрочем, 2-тактные мотоциклы ценят не только за мощность. Прежде всего, 2Т – это всегда бюджетный вариант. Обслуживание, расходники, запасные части на YZ250 стоят примерно в четыре раза дешевле, чем на 4Т. Все работы по обслуживанию может выполнить один человек. А быструю переборку 2-тактного двигателя можно произвести даже в условиях полевого бивуака. Если речь идет о ремонте 4-тактного двигателя, впору хвататься за голову и залезать в долги.

Для экстремальной езды больше подходит 2-тактник

Что касается мифа о «поршневой на одну гонку», то он, мягко говоря, не соответствует реальности! Новая поршневая 2-тактного YZ250 рассчитана на 25-30 моточасов. Что такое 25 моточасов? Это не менее 10 гоночных этапов с тренировками, квалификациями и прогревочными сессиями. Постоянные участники кроссовых соревнований меняют поршни и кольца чуть чаще – примерно, каждые 20 гоночных часов. В случае с двигателями YZ250F, при регулярной смене моторного масла каждые 4 моточаса, новый поршень можно ставить не раньше чем через 40 часов. Иными словами, один раз в сезон, а то и даже реже.

Приятным бонусом для пилотов «двухтактников» станет высокая живучесть их машины. YZ250, заглохший во время гонки, всегда можно «оживить» с кика. С YZ250F или другим «четырехтактником» могут возникнуть осложнения, с этим приходится мириться даже чемпионам. «Мотокросс Наций 2008»: Джеймс Стюарт, пересевший в середине прошлого сезона с 2-тактного 250-кубового Kawasaki на KX450F, лидирует в финальном заезде. До финиша остается три круга, как вдруг «Бабба» падает. В попытках завести 4-тактную «каву», Джеймс растерял всё 12-секундое преимущество. Раньше Стюарт часто падал. Но когда он выступал на 2-тактных Suzuki и Kawasaki, у него не было сложностей с возвращением в гонку – эти мотоциклы всегда заводились с «полоборота». В начале 2007 года был случай, когда «Бабба» упал в самом начале заезда, пропустив вперед весь пелетон. Но быстро реанимировав свой KX250, он финишировал на подиуме.

Хорошо настроенный 2-тактный мотоцикл даст фору многим другим, даже превосходящим его по кубатуре и мощности. Недаром практически во всех чемпионатах по кроссу, в «старших» классах техники 250-кубовые 2Т выступают вместе с 450-кубовыми 4Т. Но на подготовку «двухтактника» к гонкам всегда уходит чуть больше времени. Двигатель чувствителен к изменению погоды, карбюраторы требуют более тщательной подборки жиклеров. Зимой и летом, в жаркую и холодную погоду YZ250 будет ездить по-разному, если вовсе не трогать карбюратор. На 4-тактном двигателе тоже есть свои нюансы, но однажды настроенный мотоцикл прощает некоторые «недоработки» механиков. Новички и вовсе могут не почувствовать разницы между «хорошим» и «средним» ходом YZ250F.

2-тактный YZ легко узнать по большому черному резонатору

Да, выбрать байк для мотокросса оказывается не таким уж простым делом – это всегда компромисс. Чего вам хочется? Ставить рекорды или ездить в свое удовольствие? Больше времени проводить в гараже или в тренажерном зале? Если вы новичок в мире мотокросса и эндуро, знакомство со спортивной техникой логично было бы начать с более универсального «четырехтактника». В то же время, научившись полностью контролировать «двухтактный» мотоцикл, вы откроете для себя новые горизонты, и, вероятно, по-новому взглянете на собственную физическую форму. Прежде чем сделать звонок продавцу, подумайте еще раз или перечитайте эту статью.

P.S. С 2010 года в чемпионате мира по мотокроссу вводятся новые правила, по которым «младшие» классы 65, 85 и 125 куб.см. будут представлены исключительно 2-тактными мотоциклами. Это верный шаг организаторов и FIM: во-первых, существенно снижаются затраты команд; во-вторых, молодые перспективные спортсмены получат важный опыт борьбы «в полный газ», он пригодится им при переходе в мировые классы MX1 и MX2, а также при встрече с американскими кроссменами. По информации на декабрь 2008, UEM также планирует возродить 2-тактный класс в чемпионате Европы. Причины те же.

Исследовал рынок Кирилл Чернышев

Важные новости
 
Мираж Куартараро растаял, Маркес пошел на рекорд: обзор и результаты Спринта SpanishGP MotoGP 2025
Мираж Куартараро растаял, Маркес пошел на рекорд: обзор и результаты Спринта SpanishGP MotoGP 2025

Фабио Куартараро буквально знал, что слишком хорошо начавшийся уикенд в Испании вряд ли завершится так же блистательно: стартовав с поул-позиции в спринтовой гонке Гран-При Катара, чемпион MotoGP 2021 года не выдержал давления со стороны Марка Маркеса... Смотрите, как развивались события - видео-обзор и результаты Tissot Sprint Race SpanishGP MotoGP 2025
Прямая трансляция спринта Гран-При Испании MotoGP SpanishGP 2025
Прямая трансляция спринта Гран-При Испании MotoGP SpanishGP 2025

Прямая субботней спринтовой гонки 5 этапа MotoGP, Гран-При Испании на Circuito de Jerez #SpanishGP 2025 года - от старта до финиша в 16:00 по Москве.
Квалификации Гран-При Испании MotoGP SpanishGP 2025
Квалификации Гран-При Испании MotoGP SpanishGP 2025

Квалификация Q1 и Q2 5 этапа MotoGP, Гран-При Испании на Circuito de Jerez #SpanishGP 2025 года - от старта до финиша.
Расписание и трансляции 5 этапа MotoGP 2025 SpanishGP - Гран-При Испании
Расписание и трансляции 5 этапа MotoGP 2025 SpanishGP - Гран-При Испании

Возможно, самый значимый этап сезона MotoGP 2025 года - Гран-При Испании на Circuito de Jerez, где три из пяти заводских команд должны внедрить ключевые технические обновления, способные переломить ход чемпионата мира. Расписание уикенда и трансляций SpanishGP MotoGP и Red Bull Rookies Cup в эти выходные, 25-27 апреля. Сразу за гонками - официальные тесты IRTA 28 апреля.
Фабио Куартараро сенсационно выиграл квалификацию Гран-При Испании MotoGP 2025
Фабио Куартараро сенсационно выиграл квалификацию Гран-При Испании MotoGP 2025

Фабио Куартараро стартует с заглавной линии стартовой решетки вместе с Марком Маркесом и Пекко Баньяей в сегодняшней спринтовой гонке и воскресном заезде Гран-При Испании MotoGP 2025. Стартовая решетка и результаты квалификации Q2.
Банкротство KTM: запас прочности исчерпан - больше ничего нет
Банкротство KTM: запас прочности исчерпан - больше ничего нет

История битвы за выживание KTM далека от завершения... В пятницу, 25 апреля 2025 года в «Доме Брендов» KTM прошло внеочередное собрание акционеров, на котором были приняты жизненно важные решения, которые, впрочем, могут и не принести никакого результата. Производство вновь остановлено, на этот раз, до конца июля, а новый генеральный директор компании Готтфрид Ноймайстер еще накануне обозначил главную проблему: у KTM не осталось стратегических запасов за маневра.
QTM Motorsport приняла увлекательный технический вызов в сотрудничестве с Zontes
QTM Motorsport приняла увлекательный технический вызов в сотрудничестве с Zontes

QTM Motorsport и российский дистрибьютор мототехники «Роллинг Мото» начинают совместный проект по технической кооперации в разработке нового поколения спортивного мотоцикла Zontes ZT703RR и подготовке его для интеграции в международный гоночный класс под эгидой FIM, который с 2026 года заменит в чемпионате мира категорию World Supersport 300.
MotoGP 2025: Баньяя и Марк Маркес сошлись во мнении, что Алекс - явный фаворит Гран-При Испании
MotoGP 2025: Баньяя и Марк Маркес сошлись во мнении, что Алекс - явный фаворит Гран-При Испании

Напарники по Ducati Lenovo Team - Марк Маркес и Пекко Баньяя поделились интересными мыслями по итогам первого дня Гран-При Испании MotoGP 2025 года: Маркес дал понять, что Алекс может представлять теперь угрозу для него самого, а Пекко - о том, что братья Маркесы расширили границы использования Ducati Desmosedici, что мотивирует его самого.
Алекс Маркес стал первым пилотом MotoGP в 1:35 на Circuito de Jerez: итоги преквалификации Гран-При Испании
Алекс Маркес стал первым пилотом MotoGP в 1:35 на Circuito de Jerez: итоги преквалификации Гран-При Испании

Алекс Маркес не так и прост, как кажется на первый взгляд: после двух опасных падений, легкое контузии и перехода на запасной мотоцикл, пилот Gresini Racing выиграл преквалификацию Гран-При Испании, став первым в истории пилотом Мото Гран-При, сумевшим пробить отметку в 1:35. Итоги первого дня SpanishGP MotoGP 2025.
Прямая трансляция преквалификации Гран-При Испании MotoGP SpanishGP 2025
Прямая трансляция преквалификации Гран-При Испании MotoGP SpanishGP 2025

Битва за Испанию началась! Прямая трансляция зачетной практики (преквалификации) 5 этапа MotoGP на Circuito de Jerez #SpanishGP 2025 года - от старта до финиша в 16:00 по Москве.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 24 марта 2009
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


3.94 МЛН
годовая
аудитория
857821
посетителей
в месяц
19705
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island