МОТОГОНКИ.РУ, 25 апреля 2011 - Твой взгляд в будущее. Есть план? Я не хочу останавливаться. Первый в моей жизни Дакар - это был самый сложный и ответственный шаг. Надо набираться опыта и сил. У тех, кто едут в топ-20, по десять "Дакаров" за плечами. Самое главное в нашем деле - надежный спонсор-партнер, и в этом плане надо развиваться. Я посмотрел, как это делается в Европе, в мире, и хочу свою профессиональную деятельность ставить на правильные рельсы, чтобы все шло на европейском уровне, чтобы контакт спонсор-зрители-болельщики-спортсмен был профессиональный. Сейчас веду переговоры с новыми спонсорами. Ближайшая цель - ехать в Дакар-2012, но чтобы показать там хороший результат, надо как можно больше получить опыта, проехать ралли-рейдов. Поэтому планирую принять участие в Чемпионате Мира по Кросс Кантри Ралли: ОАЭ, Сардиния, Бразилия, Египет, возможно, Тунис. Летом планирую тренироваться в России, участвовать в Кантри Кроссах eXtreme Sport. Не хочу распыляться, надо идти в своем направлении.
Что тебе дает Кубок eXtreme Sport?
Мне вообще нравится эта дисциплина. Она ближе подходит к ралли-рейдам, и, соответственно, мне. Хоть Эндуро - это гонка на выносливость, но у нас она ближе к мотокроссу, потому что есть спецучасток на котором важны секунды и мастерство. А в Кантри Кроссах важна стратегия: гонка длинная - 2-3 часа, и ты должен рассчитать и дозаправки и свои силы. За 3 часа ты можешь сделать многое... и догнать и обогнать, и все правильно спланировать. Кантри Кроссы Экстрим Спорт - очень массовая гонка, собирает много народа. Каждый раз - это праздник. Каждый этап - это красивая, зрелищная трасса. Уровень конкуренции очень высок, так как едут и профессионалы. Мне кантри-кросс очень нравится. Хорошо бы у нас еще и Бахи проводились, как в свое время на Селигере.
Ты много тренировался перед Дакаром, а что конкретно дало тебе наибольший эффект?
Однозначно, эндуро. Я не кроссовик. А если бы я им был, то участие в Дакаре мне бы далось гораздо сложнее. Кроссовиков сразу заметно. Они стараются ехать очень быстро. Эндуро - дисциплина, не такая скоростная, как мотокросс. Вообще, я годами шел к этой цели и наработал моральную уверенность в том, что я готов это сделать. Эмоционально был готов, чтобы доехать до финиша, включая вовремя голову и не рискуя.
До Дакара ты много где гонял, попробовал много трасс и покрытий (грунтовка, гравийка, песок). А было на Дакаре в техническом плане, чего ты не видел до этого вообще?
Во-первых, не видел раньше fash-fash - пыльная пудра, по которой мотоцикл просто плывет. Под этой пудрой не видно опасностей. Там может быть колея, камень - очень опасно. И, во-вторых, - это дюны. Таких больших нигде не найдешь. Есть жесткие и огромные, где достаточно просто. А есть мягкие, затяжные, в которые невозможно въехать. А бывало, что большие дюны прошли, пошли средние: едешь - спрыг с дюны, спрыг с дюны, спрыг с дюны. Приноравливаешься, появляется ход, и тут дюны заканчиваются, а внизу отвесная стена!... Глубоких бродов не было. Конечно, были горные речки, но не большие. Очень много было высоких подъемов - если остановился, то уже не въедешь.
Расскажи свой путь к Дакару
Впервые я услышал о Дакаре в 1993 году, когда туда ездили Сергей Поваров с Александром Нифонтовым. Сюжет про то, как Поваров спускается по дюнам, показывали по центральному телевидению. До этого о такой гонке я не слышал. Знал про мотокросс, знал, как выглядит мотоцикл. Этот эпизод очень сильно врезался в мою память, и с тех пор я стал собирать информацию о том, что такое Дакар. 1999 год - сел на внедорожный мотоцикл, принял участие в ралли-рейде Коломна Трансаэро-2000. После этого я уже не пропускал ралли-рейды, начал ездить в эндуро и тренироваться по кроссу. Летом 2000 года я выиграл чемпионат Московской области по эндуро, который был в Павловском Посаде. На финише у меня было лучшее время, чем у Леонида Суханова, но мне приписали штрафное время за какую-то срезку. А я реально не срезал. Может быть, меня просто хотели отодвинуть - я был тогда никто. Я сказал об этом Сергею Николаевичу Поварову, что такого не может быть, я не срезал, а ехал четко по трассе. В итоге они посовещались и решили, чтобы мы с Сухановым скинулись на камень-ножницы-бумага, кому кубок забирать, а кому чайный сервиз. Мне посчастливилось - я взял кубок. Дальше были гонки: Баха-Луга, Баха-Новороссийск, опять Баха-Коломна-Трансаэро, 4 раза Баха-Селигер.
В 2005 году я случайно попал в Италию на Этап Кубка мира по ралли-рейдам. Наши коломенские автомобильные раллийные гонщики Хроль и Ракитянский принимали в ней участие и взяли меня с собой, и даже все оплатили, кроме мотика. Я срочно чего-то продал и купил XR. Это был мой первый выезд. Я понял, что народ фигарит, но и я тоже могу. К сожалению, у меня там сломался мотоцикл, причем очень подозрительно. Мы все пришли к выводу, что была диверсия и из него слили масло. Это произошло в последний день. Я был в своем классе 4-м с разрывом до 3-го места в 50 секунд.
Проблема первых лет была в том, что я начал гонять достаточно взрослым, и мне хотелось ехать как можно быстрее, как мои сверстники, которые гоняли давно. При этом я допускал много ошибок - то ногу травмировал, то еще чего-то. В общем, в самом начале было много проблем из-за травм. После Бахи-Италия я уже понял, в каком направлении мне двигаться, и начал готовить свои проекты и предложения. Стал собирать все вырезки из журналов, готовил презентации, ходил к спонсорам. И только в 2007 году я нашел партнера и с этого времени начал профессионально гонять, получая деньги за проект. В 2007 году я готовился к Дакару и ездил только на 2 тренировочных сбора к Марку Кома в Испанию. В 2008 вышел на старт Дакара, но он не состоялся. Я поехал в Сардинию и Бразилию - на 2 этапа чемпионата мира по кросс-кантри-ралли. Всего их было 4 в том году, но у меня получилось участвовать только в двух из-за недостатка денег. При этом получилось 3 место в чемпионате мира. После этих 2-х этапов я лидировал в своем классе 450-Prodaction, а потом отодвинулся на 3-е и получил красивую FIM-овскую медаль. Стал первым русским, получившим награду в дисциплине кросс-кантри-ралли. Теперь я есть в Википедии . В 2008 году после кризиса не мог найти спонсора. В 2009 - ездил при поддержке BMW Motorrad, но на территории России - Чемпионат России по Эндуро и Кантри-Кросс, одновременно очень плотно работая над проектами в поисках спонсора.
Ты хорошо знаком с работой менеджера...
Я сам себе являюсь менеджером. Никто у нас на таком уровне вместо меня эту работу не сделает. Я сам пытаюсь развиваться, как все грамотно преподносить, как делать проекты. Получаю международный опыт. И пытаюсь завязать это в красивую картинку. Сейчас, помимо работы с новыми партнерами, я пытаюсь найти телевизионные ресурсы. Все хотят смотреть мотоциклистов, но никто у нас не показывает мотогонки, даже Дакар. В общем, пытаюсь наладить картинку, чтобы люди видели, была популярность, у спонсоров была бы прямая отдача, а не меценатство. Оказывается, не самое главное сидеть в спортзале и плавать в бассейне в процессе подготовки к серьезным гонкам, но и грамотный PR тоже очень важен.
Почему ты поехал в Дакар именно на Хонде?
Еще в 2007 году я узнал о коммерческой команде Honda Team Honda Europe, участники которой очень сильные ребята, всегда доезжающие до финиша, а также с хорошими механиками. Но тогда я переключился на KTM, потому что Александр Николаевич Нифонтов начал мне помогать и связал меня с командой REPSOIL KTM. И теперь, когда у меня встал выбор, на чем ехать, в первую очередь передо мной стояла цель - финишировать. Успешный финиш складывается, как я уже понял, из подготовки гонщика и все-все-все, плюс надежность мотоцикла, плюс опыт команды и уверенность в том, что техника доедет. В этот момент я и вспомнил про Team Honda Europe и написал им.
Ты с ними нормально сработался? Никаких проблем не возникло?
Никаких проблем. Вот раньше, в 2008 году, было много проблем, потому что я был связан с большой командой, в которой до меня не было дела. Я постоянно писал письма, просил, у меня было 1000 просьб, но им было не до меня. Основное внимание уделялось топовым райдерам. А эта новая команда - небольшая, из 4-х гонщиков, к каждому из которых относятся с вниманием и уважением. Мы их клиенты, а они зарабатывают деньги. Все можно обсудить. Я специально поехал к ним еще осенью, чтобы познакомиться…
Вариант взять команду с механиками из Москвы не рассматривался?
Это сопряжено со многими проблемами. Сложно организовать техничку, обучить механиков, а главное - у нас нет опыта. Европейские команды более 10 лет подряд ездят на Дакар. Они знают, как что упаковывать, где что класть, какие покрышки подготовить и прочее. Что важно, у команды есть конкретный бюджет. Раньше надо было платить в конце гонки за испорченные запчасти, а сейчас есть общий прайс - «все включено». Хоть 10 раз радиатор надо поменять - они все сделают. То есть Хонда была выбрана из-за того, что это опытная иностранная команда с понятным прайсом, с возможностью напрямую контактировать, в т.ч. через интернет.
Расскажи поподробнее о твоих отношениях и переговорах с командой
То, что я еду на Дакар за эту команду, определилось в начале лета по интернет-переписке. Мы определились с мотоциклом и условиями моего участия. Они начали готовить заявки. Осенью я поехал посмотреть мотоцикл и как идут сборы. Среди голландских ферм, полей и огородов стоит дом. Полдома - огромный ангар. Все очень чисто и аккуратно. Это и есть база профессиональной гоночной команды, на которой механики делают уникальные детали и собирают мотоциклы. Некоторые детали изготавливают на заводе Honda. Мне понравилось, что многие запчасти были заказаны именно для раллийных мотоциклов, например удлиненный маятник. Оказалось. они несколько лет определяли длину маятника!.. Все продумано - что где заказать, например, изготовлением пластиковых баков занимается друг владельца команды, который поставляет баки также для заводских команд BMW и APRILIA. Приезжали представители TWINAIR, MICHELIN...
TEAM HONDA EUROPE существует круглый год?
Вообще, раньше у них практиковался только Дакар, а в течение года они готовили 6-7 мотоциклов к ENDURO, несколько кроссовых, и сотрудничали с разными компаниями. Сейчас они собираются развиваться. Им интересно выборочно поехать на некоторые этапы Кубка Мира по Ралли Рейдам. До этого они еще в Африке проводили туры-сборы осенью и весной.
Сколько человек ехало на Дакаре за команду?
Изначально планировалось, что из России на Дакар поедут 2 гонщика: я и Женя Медин. Женя не поехал. Также приехал поляк, но не стартовал, т.к. спонсоры вовремя не внесли денег. В итоге поехали: я, украинец Вадим Притуляк и профессиональный райдер для результата Куинн Коди из команды Джонни Кэмпбелла. Куинн - человек, который едет во всех американских бахах и часто выигрывает их. Джонни Кэмпбелл давно контактирует с Хондой, у него вся команда под нее завязана, он через Хонду и посоветовал Коди в нашу команду. Хотя это его первый Дакар, но он уже ехал с желтыми номерами «15», как «звезда». Также ехала голландская девушка Мириям Пол. Это уже 5-й Дакар для нее. Она уже несколько раз выигрывала в «женщинах». Вообщем, такая бывалая. Итого 4 человека вместо шести.
А сколько, кроме вас гонщиков, было человек в команде на Дакаре?
Была большая техничка - огромный грузовик со всем оборудованием, зап.частями, 2 Тойоты Land Cruiser, на которых ехали 3 механика. Также сопровождал команду директор команды - Хэнк сам не смог поехать. Массажист, который, днем помогал рулить и ставил палатки. Еще один «подсобный» рабочий - помогал механикам, рулил, все подносил - разносил. Итого 7 человек.
Где бортировали резину?
Резина вся была заготовлена заранее. Мусс был смазан, упакован в покрышки и закручен пленкой. И все эти комплекты были упакованы в грузовик. Вечером подсобный человек брал наши колеса - скидывал старое, ставил новое. При бивуаке стояла MICHELIN-овская фура, куда все команды носили бортировать колеса.
Расскажи о работе механика на Дакаре
Мойки в команде не было, был просто огромный бак с водой. Часто мыли мотоциклы на общих мойках, организованных после финиша за символические деньги. Приезжаешь к механикам уже на чистом мотоцикле. Когда приезжали грязные, после грязных этапов, механики обдували мотоцикл компрессором, ополаскивали ведром воды. Вообще, мотоциклы не были такие грязные, как на кроссе, поэтому необходимости в передвижной мойке не было. После очистки механики поднимали мотоцикл, снимали защиты, меняли масло и фильтры, проводили общий осмотр, по необходимости меняли резину - это если нет глобальных поломок. Но проблемы были практически каждый день. То труба мятая - камень попал - пришлось всю трубу менять. То я на бок приложился - бак стал притираться к колесу - механики разобрали всю заднюю часть. То я упал, сломал все приборы - механик до утра менял все рамки, кронштейн, провода. Работа была постоянно. На rest day - выходной в середине гонки меняется полностью двигатель. Это самое глобальное, что делается с мотоциклом. Стояла вообще одна рама. Еще очень много работы было сделано заранее. Каждый проводочек упакован в специальную обмотку, все продумано, готово, сложено, все ящики подписаны.
Мотоциклы у вас были одинаковые?
Foto: Honda Europe
Беседовал Сергей Миндин, XSR-Moto. Продолжение - здесь.