14 января в московском офисе команды Yakhnich Motorsport состоялся очередной семинар из цикла "Секреты мастерства профессионального гонщика: Oсновы пилотирования мотоцикла", который вел чемпион России по ШКМГ, участник Чемпионата Финляндии по мотогонкам и German R6 Cup Виталий Карпов. В семинаре приняли участие более 20 начинающих и опытных мотогонщиков. Несмотря на "начальный уровень" многих вопросов, во время дискуссии было поднято много неожиданных и весьма интересных тем.
Прежде всего, Виталий четко разграничил городскую (дорожную) езду и езду трековую: "Между собой они вообще не связаны! Получается, что гоночный опыт в городе гораздо опасней, чем его полное отсутствие. И напротив, опыт каждодневной городской езды совершенно непригоден на треке. Вот почему большинство мотоциклистов, за спиной у которых "огромный многолетний стаж", на треке оказываются весьма посредственными гонщиками. Сказываются комплексы, развившиеся в городе и на шоссе, они не позволяют "широко открыть разум", освободиться от предубеждений и ускориться ... Любая гоночная трасса на порядок безопасней даже самого безлюдного загородного шоссе. Шоссейно-кольцевой мотоспорт вообще достаточно безопасный вид спорта, как бы это странно не звучало."
Главной причиной небыстрого освоения гоночного трека для большинства пилотов, Карпов назвал страх: "Страх мешает во всем. Когда человек впервые садиться на мотоцикл, он боится, он зажат и скован, поэтому первые поездки нередко заканчиваются падениями на минимальной скорости или вовсе, уже после остановки! Та же история на треке. В качестве примера можно привести прохождение поворотов. "Золотое правило" мотоциклизма гласит: "Едешь туда, куда смотришь", в гонках, особенно на трассах, изобилующих поворотами, это вообще первое правило для всего. Новички почему-то всегда смотрят прямо перед собой, даже когда проходят повороты. Им кажется, что они едут очень быстро (это естественно, когда смотришь прямо!), на самом деле их скорость в поворотах минимальна. Как только новички заставляют себя усилием воли смотреть в нужном направлении перед входом в поворот, незаметно для себя они ускорялись. Глядя внутрь поворота, ты не видишь перед собой преграды, только дорогу и интуитивно поворачиваешь, следуешь за направлением пути. Постепенно и точки торможения перемещаются все ближе и ближе ко входу в поворот. Потом страх окончательно проходит, и тогда новички начинают "ехать". Как вылечить страх? Испугаться еще сильней! (это шутка от части) Не знаю. Только накатом, опытом, который приходит со временем. Выслушать объяснение можно тысячу раз, но только раз поняв, как все на самом деле обстоит, "выключить" в голове еще один лишний стопор."
Был поднят очень интересный и глубокий вопрос - с чего начать обучение трековой езде? Конечно, однозначного ответа на него не существует. Это зависит от многих параметров, таких как возраст, физическая подготовка человека и так далее. Но технический аспект Виталий объяснил так: "Лучше всего, как мне кажется, начать именно с минимото на картодроме. Во-первых, минимото позволяет понять, как правильно сидеть на спортивном мотоцикле, как правильно двигаться на нем, распределять вес на подножках, во время торможения и разгона. Во-вторых, это относительно безопасно, и быстрее можно пройти стадии обучения. В-третьих, это доступно круглый год. Однако, также как в автоспорте, в картинге и в мини долго засиживаться нельзя! Этому есть ряд причин: у мини совсем другие границы возможностей, нет подвески и нет коробки передач, от умения пользоваться которыми зависит успех в гонке. Лучше всего, когда ездишь на большом байке, например по городу, а тренируешься на мини. В итоге, рост есть и там, и там."
Где лучше тренироваться, если хочется добиться реальных результатов, прогресса? Вопрос не поставил опытного спортсмена в тупик, но на объяснение ушло достаточное количество времени. Вот выдержки из него: "Где? Конечно же на гоночной трассе! К сожалению, в России их нет ... Мячково? Не совсем подходит для мотоцикла. По сути, это огромный картодром. Найти ровный темп не удается, он постоянно рвется: за быстрыми прямыми следуют сверхмедленные повороты. Европейские трассы все разные, а в мотоспорте самый смак - это повороты, где можно быстро и красиво, а главное технично совершать обгоны, не сбиваясь с ритма ... По мячковской трассе едут больше не за счет умения, а за счет знания трассы и мышечной памяти: где там опасный асфальт, где надо сместиться влево, где - вправо. Люди долго вкатываются в Мячково, а потом приезжают в то же Брно, и ... вообще не могут понять, как тут нужно ехать! Все их обгоняют, именно в связках, в длинных затяжных поворотах - как стоячих, даже самые юные пилоты на 125-кубовых мотиках."
МОТОГОНКИ.РУ, 17 января 2009 -
Главной причиной небыстрого освоения гоночного трека для большинства пилотов, Карпов назвал страх: "Страх мешает во всем. Когда человек впервые садиться на мотоцикл, он боится, он зажат и скован, поэтому первые поездки нередко заканчиваются падениями на минимальной скорости или вовсе, уже после остановки! Та же история на треке. В качестве примера можно привести прохождение поворотов. "Золотое правило" мотоциклизма гласит: "Едешь туда, куда смотришь", в гонках, особенно на трассах, изобилующих поворотами, это вообще первое правило для всего. Новички почему-то всегда смотрят прямо перед собой, даже когда проходят повороты. Им кажется, что они едут очень быстро (это естественно, когда смотришь прямо!), на самом деле их скорость в поворотах минимальна. Как только новички заставляют себя усилием воли смотреть в нужном направлении перед входом в поворот, незаметно для себя они ускорялись. Глядя внутрь поворота, ты не видишь перед собой преграды, только дорогу и интуитивно поворачиваешь, следуешь за направлением пути. Постепенно и точки торможения перемещаются все ближе и ближе ко входу в поворот. Потом страх окончательно проходит, и тогда новички начинают "ехать". Как вылечить страх? Испугаться еще сильней! (это шутка от части) Не знаю. Только накатом, опытом, который приходит со временем. Выслушать объяснение можно тысячу раз, но только раз поняв, как все на самом деле обстоит, "выключить" в голове еще один лишний стопор."
Был поднят очень интересный и глубокий вопрос - с чего начать обучение трековой езде? Конечно, однозначного ответа на него не существует. Это зависит от многих параметров, таких как возраст, физическая подготовка человека и так далее. Но технический аспект Виталий объяснил так: "Лучше всего, как мне кажется, начать именно с минимото на картодроме. Во-первых, минимото позволяет понять, как правильно сидеть на спортивном мотоцикле, как правильно двигаться на нем, распределять вес на подножках, во время торможения и разгона. Во-вторых, это относительно безопасно, и быстрее можно пройти стадии обучения. В-третьих, это доступно круглый год. Однако, также как в автоспорте, в картинге и в мини долго засиживаться нельзя! Этому есть ряд причин: у мини совсем другие границы возможностей, нет подвески и нет коробки передач, от умения пользоваться которыми зависит успех в гонке. Лучше всего, когда ездишь на большом байке, например по городу, а тренируешься на мини. В итоге, рост есть и там, и там."
Где лучше тренироваться, если хочется добиться реальных результатов, прогресса? Вопрос не поставил опытного спортсмена в тупик, но на объяснение ушло достаточное количество времени. Вот выдержки из него: "Где? Конечно же на гоночной трассе! К сожалению, в России их нет ... Мячково? Не совсем подходит для мотоцикла. По сути, это огромный картодром. Найти ровный темп не удается, он постоянно рвется: за быстрыми прямыми следуют сверхмедленные повороты. Европейские трассы все разные, а в мотоспорте самый смак - это повороты, где можно быстро и красиво, а главное технично совершать обгоны, не сбиваясь с ритма ... По мячковской трассе едут больше не за счет умения, а за счет знания трассы и мышечной памяти: где там опасный асфальт, где надо сместиться влево, где - вправо. Люди долго вкатываются в Мячково, а потом приезжают в то же Брно, и ... вообще не могут понять, как тут нужно ехать! Все их обгоняют, именно в связках, в длинных затяжных поворотах - как стоячих, даже самые юные пилоты на 125-кубовых мотиках."
В ходе двухчасового семинара обсуждались вопросы выбора и подготовки мотоцикла для ШКМГ, а также аспекты работы технической комиссии МФР. Но тема оказалась настолько широкой, что скорее всего, этому будет посвящен специально организованный семинар из серии "Секреты мастерства профессионального гонщика". О дате его проведения мы сообщим дополнительно, следите за анонсами на МОТОГОНКИ.РУ!