МОТОГОНКИ.РУ, 28 марта 2024 - Даже после почти 60 лет существования, несмотря на все гримасы глобализма, японский ARAI остается японским, что делает компанию гарантом стабильности качества и инноваций в топовом ценовом сегменте.
Джонатан Рэй, PATA Yamaha - самый наглядный демонстратор ARAI: он многое пережил!
Когда традиция важнее инновации
Дизайн флагманской модели шлемов-интегралов для спортбайкеров и спорттуристов - ARAI RX-7, появившись на свет еще в 1978 году, глобально не менялся. Но модифицировался, и каждое обновление делало RX-7 на уровень комфортней, что поддерживает статус бестселлера вот уже почти 50 лет.
У каждого производителя мотошлемов есть какая-то своя фишка и технология производства, которая отличает их от остальных и делает компании имя.
Технология PB-SNC от ARAI: опоясывающее армирование
У ARAI это технология производства скорлупки PB-SNC (а позже - PB-SNC2) - композитная структура из пересекающихся стекловолоконных лент, усиленная цельной бесшовной сеткой. Все вместе залито эпоксидной смолой, состав которой ARAI держит в строжайшем секрете.
PB-SNC: демонстрация армирующей сетки внутри композитной структуры шлема ARAI RX-7V
«PB» в этой аббревиатуре расшифровывается как «Peripherally Belted»: толщина и жесткость скорлупки ARAI RX-7 различается по "поясам", и пояс в лобовой части обеспечивает устойчивость к прямым ударам, тогда как в теменной шлем лучше поглощает энергию удара.
Peripherally Belted - усиление лобной части ARAI RX-7V
Шлемы на заводе ARAI, как и 30 лет назад, клеят вручную. Еще одна особенность японского подхода производства - это руки опытных мастеров: по традиции они приходят в компанию, чтобы достигнуть совершенства в конкретной области, поэтому работают многие годы, не меняя профиль. Двойной "ручной" контроль гарантирует стабильность качества.
За что так любят RX-7
ARAI RX-7 стал популярным среди спортбайкеров и, особенно, мотогонщиков, прежде всего, за широкий обзор.
Основной козырь PB-SNC - легкость и высочайшая жесткость скорлупки, что позволяет ARAI не перегружать переднюю часть шлема лишними внутренними элементами защиты, что дает пилоту больше "воздуха": когда гонщик прячется за обтекателем и ложится на бак, ему приходится смотреть вперед исподлобья, а в RX-7V ничто не ограничивает обзор, а "щеки не давят на мозг".
Джонатан Рэй, PATA Yamaha - самый наглядный демонстратор ARAI: он многое пережил!
Вторая суперсила ARAI - идеальная гладкость и методика окраски шлемов. И это не просто для красоты!
Финальная стадия подготовки скорлупки на заводе заключается в шлифовке (снятии лишнего материала и наплывов) для соблюдения абсолютной гладкости оболочки по всей площади шлема. Затем, идеально обтекаемый шлем покрывают жестким лаком.
Идея - в максимальном снижении коэффициента трения при контакте шлема с твердым покрытием (асфальтом или препятствием) в случае падения: чтобы шлему просто нечем было зацепиться и вызвать процесс кручения. Конкуренты пытались повторить идеи ARAI, но никому не удалось сделать это... «задешево» и вынудило искать свои уловки для противодействия скручиванию (т.е. резкому повышению нагрузки на шейный отдел позвоночника), такие как MIPS, но каждый гаджет - это плюс к весу.
Главная идея ARAI - сглаживание первого удара за счет проскальзывания
Смысл подхода ARAI - в изменении вектора энергии первого удара. Первое касание всегда самое сильное и наносит максимальный урон. Жесткость скорлупки во фронтальной части ARAI RX-7 в сочетании с гладкостью поверхности позволяет смягчить контакт за счет скольжения шлема.
Надежность защиты ARAI подтвердили три независимых центра сертификации - европейский ECE22.05/22.06 (в 2023), американский SNELL и британский SHARP, к которым затем присоединился и британский гоночной союз ACU с сертификатом высшей степени «Gold».
Мотошлем ARAI RX-7V первым получил 2 степень омологации FIM FRHPhe-02 в 2023
ARAI RX-7V Racing стал первым мотошлемом, прошедшим сертификацию для MotoGP и World Superbike по программе FIM FRHPhe, первым же получил вторую ступень FRHPhe-02 в 2023 году. Подробнее об особенностях именно гоночной версии RX-7V Racing - чуть ниже, но тут вы поймете, что все дифирамбы в равной степени относятся и к "гражданской" версии RX-7V.
Идея безопасности против маркетинга
Шлемы серии RX-7V тяжелее некоторых конкурентов, таких как SHOEI GT Air II или SHOEI X-SPR Pro, однако, ARAI не хочет отказываться от проверенного уровня безопасности ради маркетинговых уловок.
Толстая и весомая защита ARAI RX-7V
Чем толще и мягче внутренняя отделка, тем больше энергии она может поглотить. В этом плане, маркетинг не рулит, и спасибо ARAI за их стойкость в данном вопросе! У ARAI свой путь, с которого они не сходят 30 лет: своя скорлупка, свой размер пенопластовой защиты и свой размер внутренней отделки для каждого размера шлема. Это, конечно, влияет и на общий вес.
Первая линия обороны головы - пенопластовая защита внутри скорлупки ARAI RX-7V
ARAI RX-7V, доступный в мотосалонах России, весит 1500 г в размере «XS» (53-54 см); 1560 г для «S» (55-56 см); 1590 г для «M» (57-58 см); и 1620 г в размере «L» (59 см). И да, первым впечатлением после того, как я снял с витрины RX-7V, было - он ощущается тяжелее того же SHOEI GT. Но... всё сказано выше.
ARAI всегда был и остается элементом фетиша именно вот по этим причинам: в нем привлекает тяга японцев к проработке деталей при соблюдении традиции!
Мотошлем ARAI RX-7V
Голова самурая должна оставаться холодной
Ни один из элементов на внешней стороне ARAI RX-7V не является декоративным, каждый скрывает под собой вентиляционный канал. А каждый вентиляционный канал - отдельный и ведет к фронтальной части шлема и выполняет свою, четко определенную функцию.
Передний воздухозаборник ARAI RX-7V Racing
Передний воздухозаборник открывается в диапазоне до 90 градусов (3 фиксированных позиции) для максимального обдува визора или для полного перекрытия набегающего спереди воздушного потока.
Внутренняя шторка на ARAI RX-7V
Для комфорта пилота есть сразу две шторки, отсекающие поддув снизу, из-под шлема. Первая шторка встроена в отделку и имеет свободный ход для регулировки направления этого самого потока. Вторая шторка - мягкий съемный барьер под подбородком, который можно убрать при желании.
Важная деталь - все входные вентиляционные отверстия проложены фильтром, отсекающим мелкий мусор, песчинки и насекомых.
Фильтр на всех впускных вентиляционных каналах ARAI RX-7V
Путь воздушного потока под скорлупкой сложен. Есть два основных направления вывода - вверх, через регулируемые порталы, и вниз, через порталы, которые всегда открыты. Три нижних портала (справа и слева на тыльной стороне шлема, а также снизу, над шеей) обеспечивают постоянную тягу и циркуляцию воздуха по всей внутренней поверхности скорлупки.
Вентиляционные каналы ARAI RX-7V
Часть из 12-ти каналов вентиляционной системы работает постоянно, даже при полностью закрытых верхних диффузорах, что делает ARAI RX-7V идеальным шлемом для владельцев мощных нейкедов.
Открытие верхних каналов позволяет значительно увеличить эту тягу и объем прокачиваемого через шлем воздуха, чтобы охладить затылочную область.
Общий вытяжной вентиляционный канал ARAI RX-7V Racing
Идея вентиляции ARAI отличается от итальянских идей. Внутренняя отделка цельная, без вентиляционных отверстий или каналов. Но она отстоит на небольшом расстоянии от скорлупки. Охлаждается именно скорлупка. В итоге, получается, что над головой райдера образуется постоянно проветриваемая воздушная прослойка в несколько миллиметров.
*** Такой подход характерен для японского функционального дизайна, например, в машиностроении. Например, климат-контроль в автомобилях Honda создает прозрачную и свежую атмосферу в салоне. И как бы сильно вы не включали обдув, водителю и пассажиру не будет дуть в лицо - потоки обходят их с трех сторон, создавая "кокон свежести" вокруг.
Регулируемый спойлер Air Wing
Сзади на шлеме также предусмотрен спойлер AIR WING с изменяемым углом наклона. Чтобы выбрать одну из пяти позиций, нужно слегка надавить на него сверху, тогда элемент освободится из паза, и позицию можно изменить - сделать более сглаженную траекторию воздушного потока или перенаправить его вверх. От положения AIR WING меняется траектория "прилета" воздушной волны, соответственно, и ощущения от езды на высоких скоростях. Можно настроить спойлер так, чтобы "разгрузить" мышцы шеи и облегчить езду на дальние дистанции.
Регулируемый спойлер Air Wing
Японская тема - перфекционизм
Современные системы крепления и управления визором на японских шлемах, в том числе, на ARAI RX-7V, - отдельная тема для обсуждения. Именно японцы ввели в обиход левосторонний контроль над визором, отказавшись от центрального. Принцип открывания слева обусловлен конструкцией механизма и точки приложения усилий.
Шлемы серии RX-7V Racing пилотов Мото Гран-При из коллекции ARAI, как демонстрация их правоты
Геометрия RX-7V такова, что угол удара, каким бы прямым он не был изначально, ни при каких обстоятельствах не будет превышать 75°; точка крепления визора утоплена на 10 мм внутрь скорлупки шлема и смещена на 24 мм ниже привычной оси, что повышает обтекаемость и снижает риски при падениях. Как показывает статистика ARAI, при большинстве падений первый удар приходится на лобную часть шлема, затем - височную. Смещение крепления визора ниже этой линии - осмысленная инновация.
Джонатан Рэй ошарашен падением на Phillip Island, но ARAI RX-7V Racing спас его дважды!
Вот фото шлема Джонатана Рэя после внезапного вылета на тестах перед стартом чемпионата мира World Superbike на Phillip Island Circuit. Рэй даже не получил контузии, хотя здорово приложился головой об асфальт, а затем пошел "пахать" гравийную ловушку - но он продолжил работу!
Механический фиксатор-защелка предохраняет визор от вылета из пазов при падении. Особенно ощутима потеря визора для гонщика или участника трек-дней, если ему приходится перепахивать гравийную ловушку: здесь и зубы можно потерять...
Крупный рычажок фиксатора визора на деле легко открывается одним пальцем левой руки
Крупный рычажок фиксирует визор в закрытом положении, но открыть его можно в одно движение двумя пальцами левой руки даже в плотных гоночных перчатках. Эта технология используется топовыми производителями шлемов из Японии, она была разработана изначально для гонщиков Формулы-1.
Метод открывания визора в одно движение одним пальцем
Открывается визор в одно движение одним пальцем действительно легко и просто, для этого надо освоить простой трюк: движение следует осуществлять под 45 градусов слева-направо - через рычажок - на порожек визора. Et Voila!..
Разблокировав визор, приоткрыть его можно на любую высоту, позиция зафиксируется, благодаря плотному контакту визора в механизме.
Визор системы VIS для ARAI RX-7V
В закрытой позиции визор прилегает к резиновой окантовке очень плотно, под него не попадает ни пыль, ни водяная пыль.
Сам визор VAS MAX уже имеет anti-fog напыление, так что увидеть запотевший визор ARAI - нонсенс. Даже несмотря на это, ARAI комплектует RX-7V полным установочным набором Pinlock Max Vision.
Визор меняется без применения инструментов. И, кстати, компания ARAI была новатором в этой области, внедрив первую систему быстрой замены еще в 1988 году. Те, кому регулярно приходится заниматься сменой стекол, уверяют, что действовать надо с определенным усилием, не боясь что-то сломать - так плотно подогнаны детали конструкции.
Джонатан Рэй, PATA Yamaha - самый наглядный демонстратор ARAI: он многое пережил!
Опять же, согласно японской традиции минимализма, спортивный шлем не оснащается "лишними" элементами, поэтому на ARAI RX-7V нет второго - солнечного визора. Приобретение тонированного или фотохромного стекла становится must have для участников трек-дней.
Все шлемы серии RX-7V имеют ремешок с двойным кольцом D-Ring, необходимый для допуска на спортивные события и трек-дни, как наиболее надежный.
Double D-Ring на ARAI RX-7V Racing
Внутренние защитные элементы - все съемные и моющиеся. По уже сложившемуся стандарту, передние подушки, плотно прилегающие к скулам райдера, имеют систему быстрой экстракции.
Шлем изначально разработан как гоночный (спортивный), но максимально комфортен для ежедневного применения. Обычно, этот нюанс отличает исключительно гоночные модели от уличных - уровень комфорта отделки и установки дополнительных элементов, таких как шумоизоляции или подготовки для встраивания гарнитур... Но у ARAI уровень комфорта одинаков для всех продуктов.
Мотошлем ARAI RX-7V изнутри
Соответственно, у ARAI RX-7V предусмотрена простая, но действенная полностью регулируемая система плотного прилегания по контурам головы владельца: шлем оснащается съемными 5-мм подушечками (они есть в каждом элементе интерьера). Аналогичные подушечки закрывают ушные ниши. Если вы не планируете установку гарнитуры, подушечки станут дополнительным элементом шумоизоляции.
Не забывайте смазывать свой ARAI RX-7V Racing
Отличием всех шлемов ARAI является наличие в наборе небольшой емкости с силиконовой смазкой, которую японцы рекомендуют применять для лубрикации механизма открытия визора - это позволяет сохранять плавность хода и предотвращает износ трущихся пластиковых деталей. Также, этим силиконом можно время от времени смазывать резиновые уплотнители, чтобы они прослужили долгие годы и не стали жесткими от времени и перепадов температур.
Иными словами, шлем ARAI RX-7V - это достаточно серьезное приобретение на многие годы. Зачастую, шлемы и хорошая экипировка, подогнанные под владельца, следуют за ним гораздо дольше, чем мотоциклы
Мотоциклы могут меняться, поскольку технологии и дизайн в наши дни стремительно совершенствуются. Но технологии защиты, устоявшиеся в последние 5-7 лет, вряд ли изменятся в ближайшее десятилетие, как бы разработчики систем безопасности в MotoGP и Формуле-1 ни старались. RX-7V - это гарантированный топ, который останется таковым еще долго.
ARAI RX-7V EVO (2023)
Новинка сезона 2023 года, получившая самый крутой сертификат безопасности ECE 22.06, благодаря применению улучшенной технологии производства скорлупки PB-SNC2.
ARAI RX-7V Evo
Второе изменение относительно предыдущей модели - незначительное, но функциональное - в плане регулирования вентиляционных потоков: вентканалов стало 13.
ARAI RX-7V Evo и RX-7V внешне практически идентичны
Шлем получил расширенный открытый канал входа воздуха под скулой, создающий лучшую тягу вместе с задним вытяжным каналом. И добавлено чуть больше регулировочных позиций у верхних каналов.
Верхний диффузор ARAI RX-7V Evo
Верхний диффузор теперь перераспределяет направление воздуха - либо насквозь, либо в стороны.
Отличий в подходе к сертификационным тестам между ECE 22.05 и 22.06 гораздо больше, чем изменений в шлеме. Если при тестировании ECE 22.05 шлем проверяли путем однократного соударения с ровной поверхностью и имитирующей поребрик неровностью на скорости 25 км/ч, то при ECE 22.06 стали применять многократное соударение по 12 точкам контакта, также изменились требования к скорости соударения.
Принципы тестирования на сертификат ECE 22.06
И теперь ECE тестирует шлемы на эффект скручивания при контакте с асфальтом. Это как раз то, о чем в ARAI заботились с таким трепетом всю историю с момента создания RX-7V: тест на отсутствие внешних элементов шлема, способных за что-то зацепиться при падении и вызвать поворот шлема (и головы внутри него) вокруг оси. Разумеется, это испытание ARAI RX-7V Evo прошел легко. Так же легко, как это бы сделал и RX-7V.
Гарнитура на ARAI RX-7V? Вообще любая!
Также, вопрос, который волнует многих, кто использует шлем в путешествиях и при ежедневной езде: как там с установкой гарнитуры?
Этот момент в ARAI предусмотрели еще в модели 2017 года. Учитывая, что сама ARAI не производит гарнитуры и не имеет какого-то исключительного партнера в этой области, то никак не ограничивает пользователей - позволяет устанавливать любые гарнитуры. Протянуть интерфейс под обшивкой очень легко, благодаря тому, что между скорлупкой и защитными элементами есть "воздух"; подушки, установленные в ушных нишах для лучшей шумоизоляции - съемные, и места в пенопластовой нише более чем достаточно. Установку самой гарнитуры лучше производить на клипсе, без сверления скорлупки шлема. Но это уже кому как нравится.
ARAI RX-7V Racing
Гоночная модификация, омологированная ARAI для гонок MotoGP и World Superbike, имеет ряд незначительных дополнений. Притом, что шлем не легче, чем «гражданская» версия - те же 1620-1630 г в размере «L», и технология его производства аналогична гражданской - PB-SNC2.
ARAI RX-7V Racing
Прежде всего, это установленный уже на заводе большой задний аэродинамический спойлер (Diffuser Extention-2). Докупить его в качестве допа можно и для дорожной версии (выпускается в прозрачном и черном пластике). Разница в том, что на версии Racing верхний спойлер уже не настраиваемый (за отсутствием необходимости), поскольку цель - максимальное снижение давления на шею пилота отводом воздушного потока за спину. Спойлер этот жесткий - для противостояния воздушным потокам, однако, легко отделяется от шлема при падении, чтобы соблюсти общую концепцию ARAI по гладкости поверхности.
ARAI RX-7V Racing и ARAI RX-7V - главное внешнее различие - задний спойлер
Внутри отсутствует подвижная фронтальная шторка, перекрывающая обдув с нижнего портала. В комплекте идет только съемная шторка под подбородком.
Верхний диффузор по центру шлема также имеет иной дизайн для максимального снижения сопротивления.
Иной дизайн верхнего воздухозаборника ARAI RX-7V Racing
Версия Racing также комплектуется визором типа SAL 2D Race без Pinlock, но с предустановленным креплением для отрывной пленки, которая нужна профессиональным гонщикам, чтобы быстро, в одно движение очистить визор от налипших на него ошметков резины, пыли и грязи, а также водяной пыли в дождевых гонках.
ARAI RX-7V Racing оснащен визором с предустановленным креплением для отрывной пленки
Шлемы ARAI RX-7V Racing, как и дорожная версия, поставляются в бюджетных монохромных цветах (белый, черный), так и в потрясающих расцветках, типа представленной на этих фотографиях ARAI RX-7V RACING Nakagami GP2:
ARAI RX-7V RACING Nakagami GP2