МОТОГОНКИ.РУ, 8 октября 2025 - Начинают сбываться прогнозы инсайдеров MotoGP из-за расширения календаря чемпионата мира и введения спринтовых гонок на всех этапах серии.
22 этапа - это 44 старта, а старты гонок являются самыми напряженными моментами дня. Риски возрастают пропорционально количеству стартов, поскольку перед каждым стартом команды еще и вносят какие-то изменения в сетапы, а набор покрышек всегда различается
Для субботнего спринта используют самые мягкие и цепкие комплекты, которые выдерживают гонку в 10-12 кругов, тогда как воскресный заезд - это стратегема, требующая от пилота способности мыслить и принимать иногда не слишком очевидные решения.
В итоге, мы получаем 44 уникальных гонки, а не просто 22 этапа.
Президент FIM Жорж Виегас использовал этот нюанс в качестве маркетингового преимущества новой системы MotoGP со спринтовыми гонками, введенной в 2023 году. Тогда, на презентации нового формата Жорж сказал:
«Удваивая количество стартов, вы удваиваете количество самых захватывающих моментов»
Он имел в виду зрителей, которым продают шоу, но совершенно не учитывал мнение гонщиков и их команд, которые еще летом 2022 года сразу и однозначно высказались о планах промоутера. Но поскольку у них нет буквально никакого рычага давления на Dorna и IRTA, мнение гонщиков и сегодня никого не интересует.
Нет сомнений, что благодаря удвоению количества гонок, Dorna и удалось продать MotoGP американской компании Liberty Media: это была идеальная сделка с точки зрения шоу-бизнеса!
Теперь, календарь MotoGP нужно нарастить до 24 этапов, а то пропадает слишком много полезного времени по ходу сезона - какие-то летние каникулы, а еще почти половина ноября... зачем это всё?
FIM под управлением того же Жоржа Виегаса обязательно отменит и действующий последние 10 лет официальный запрет на тесты для призовых пилотов MotoGP и World Superbike в декабре - освободится еще один месяц для расширения календаря...
Потенциал расширения календаря MotoGP - 26 гонок при сохранении зимней паузы в 2 месяца. Совмещение зимних тестов с официальной презентацией нового сезона MotoGP (еще одним шоу, которое хорошо продается за деньги) - отличная идея. Нефиг спортсменам сидеть без дела!
Но какие последствия это всё уже имеет?
Однажды, Dorna придется забыть о базовом правиле - стартовой решетке в 22 мотоцикла (11 команд по 2 пилота). Потому что при возросшем до 24-25 этапов чемпионате процент выбывших из-за травм может увеличится до 25%.
Ключевая проблема в том, что уже сейчас призовых пилотов MotoGP просто некем заменить - эту тему подняли еще в 2023 году, но сегодня это ощутили действительно остро
Чтобы выставить гонщика по wildcard в MotoGP, он должен быть заявлен либо от заводской команды по системе концессий как дополнительный участник этапа, либо иметь достаточную квалификацию - быть топовым пилотом какой-то известной национальной серии (желательно, чемпионом), призовым пилотом World Superbike или бывшим пилотом MotoGP с опытом владения современными прототипами. Пока WSBK не завершился, контракты лучших гонщиков серии не позволяют им выходить на замену в MotoGP, пропуская свои контрактные гонки. Уровень гонщиков MotoAmerica, BSB и IDM не идет ни в какое сравнение. Хотя и там, и там есть ветераны MotoGP, которых в свое время отвергли - из-за возраста или просто потому, что они перестали быть нужными Dorna. То есть, в данный момент невозможно оперативно найти замену сразу для Марка Маркеса (Ducati), Аи Огуры (Aprilia), Виньялеса (KTM), Шантры (Honda) и Мартина (Aprilia).
К Австралии, до которой еще почти две недели, решение будет найдено.
Маркеса заменят тест-пилотом Ducati Миккеле Пирро. Место Виньялеса снова может занять Пол Эспаргаро, а Шантры - Алеш Эспаргаро или Така Накагами. А вот заменить сразу двух гонщиков Aprilia некем. Лоренцо Савадори, сам травмированный по всем осям и направлениям, может выйти на старт в Phillip Island, но в его рабочий график это не входило. Огуре же придется залечивать руку в ускоренном темпе, иначе TrackHouse Racing будет платить большой штраф за пропуск гонок.
Поэтому правильно формула Жоржа Виегаса должна звучать так:
Удваивая количество стартов, вы удваиваете риски и количество опасных моментов, не предлагая альтернативы
Подобное мы уже проходили в 2011-2012 годах, когда количество финишировавших с достаточной регулярностью составляло лишь 12-14 пилотов. В те годы главной проблемой было плачевное финансовое положение команд.
Новый уровень напряженности
Сейчас наблюдается тотальная перегрузка команд и пилотов, потому что паддок реально подустал за 18 этапов.
После летних каникул командам и пилотам MotoGP нужно проехать 10 этапов (20 гонок) за 14 недель. Травма в любом из них означает пропуск 2-3 этапов, поскольку многие идут подряд, с паузой в неделю
Марк Маркес после инцидента с Беццекки в Мандалике разумно решил пропустить два следующих этапа, как минимум, потому что ему больше некуда спешить, он успел стать чемпионом ДО аварии. Ему вообще не обязательно продолжать сезон, однако, сам Марк очень хочет - обязательно завершить чемпионат в Валенсии, искупавшись в лучах славы там, где он стал чемпионом MotoGP впервые в 2013 году.
Еще больше таких ситуаций
Что касается чемпиона MotoGP 2024 года Хорхе Мартина, выступающего на Aprilia RS-GP под «№1», то его ситуация трагична. С учетом пропуска первой половины сезона MotoGP 2025, на текущий момент он добрался до финиша только в 4-х гонках Гран-При и, заработав 34 очка, занимает 20 место в чемпионате. Меньше очков заработали только тест-пилоты заводов, вышедшие на старт пару раз по wildcard - Пол Эспаргаро, Така Накагами, Августа Фернандес, Лоренцо Савадори и Алеш Эспаргаро.
И еще два призовых пилота, для которых ситуация уже обернулась увольнением и уходом из MotoGP в World Superbike, откуда, как известно, обратного пути нет - это Мигель Оливера и Сомкьят Шантра. В Аргентине Оливера получил травму не по своей вине, что привело к пропуску четырех этапов в начале года, слабому возвращению в Ле-Мани и т.д. Оливера заведомо оказался в невыгодном положении на пике сезона, когда открылся рынок MotoGP 2026 года. Менеджеры смотрят на сегодняшнее положение пилота, его счет, рейтинг, статистику.
И хотя у Джека Миллера падений суммарно даже больше, чем у Оливеры, Yamaha выбрала австралийца, а не португальца! Просто он заработал больше очков и занимает 18 позицию в чемпионате, что тоже никого не впечатляет. Но Алекс Ринс из заводской команды Yamaha - 19-й, и это сыграло роль: Ринса пока увольнять никто не планирует, поэтому - Миллер как пилот, стоящий на ступеньку выше Алекса, а не Оливера. Хотя оба решения спорные, учитывая политическую подоплеку этого решения (MotoGP и Dorna нужен действующий пилот из Австралии).
Еще два не самых слабых гонщика - Маверик Виньялес и Лука Марини потерял свой рейтинг из-за травм, полученных на гонках или в плотнейшем графике между ними.
Аи Огура провел не лучший дебютный сезон в Королевском классе, хотя в начале года имел все шансы взорвать танцпол регулярными финишами в ТОП-5, но... и тут травма резко подорвала его потенциал на оставшийся сезон. Одна травма потянула за собой новую, поскольку японец не успел толком восстановиться, но должен был обязательно выйти на старт домашнего Гран-При Японии.
Как это решают в Формуле-1
Поскольку физическая и эмоциональная нагрузка на призовых пилотах Формулы-1 лежит значительно более низкая, чем на пилотах MotoGP, они могут себе позволить еще немного повысить градус напряжения. Но только не их команды!
В Формуле-1 уже давно у каждой команды есть, как минимум, два состава - для европейских гонок и, например, азиатской серии. Составы инженерной команды ротируют, а механики просто меняются от этапа к этапу с целью экономии бюджета на логистику.
В MotoGP это нереальный сценарий, поскольку такого количества квалифицированных механиков и инженеров в паддоке и около него нет. В Америке вовсе нет такого числа специалистов именно по прототипам, поскольку вся инженерная мысль - в Японии, Италии и Испании. В Азии (кроме Японии) таких людей не существует по определению. Собрать второй (дублирующий) состав команды для пилота нереально. Можно заменить 1-2 человек, но шефа команды - нет, такого понятия в контракте даже не существует! Шефа команды можно только уволить.
В общем, работать по принципам Формулы-1 в MotoGP при дальнейшем расширении календаря не получится. А значит, будет больше угроз и рисков.

Массимо Ривола в Мандалике выглядел уставшим уже в четверг
Вы, должно быть, смотрели Гран-При Индонезии и видели, в каком физическом состоянии находился босс Aprilia Racing Массимо Ривола? По сообщениям от коллег из медиа-центра, Массимо на протяжении недели после Гран-При Японии испытывал тяжелейшие последствия джетлага, он был просто не в форме. А тут, такое число невзгод на Aprilia Racing и TrackHouse!..
Что говорить о рядовых механиках, для которых гоночный уикенд стартует во вторник или утром в среду с застройки бокса на новом месте, а завершается в воскресенье поздно вечером. Некоторые из этих механиков по совместительству водят командную фуру. Усталость им противопоказана, это особый дополнительный риск для их гонщика.
Обо всем этом говорили еще в 2023 году. Но... кого это интересует, правда?



