МОТОГОНКИ.РУ, 23 сентября 2025 - Эспелете-старшему задали вопрос, как Dorna регулирует интернациональность MotoGP, и он ответил - точно так же, как 12 лет назад: все-таки это спорт, и тут должен побеждать сильнейший - или почти никак, типа саморегуляция. Просто не всякого сильнейшего пустят на стартовую решетку. Вот и вся политика. Почему этот вопрос регулярно встает, и как с ним всегда боролись - всё в этом материале.
Ждем всех! Но не всех хотим
Кармело знает, что искусственные попытки привести в MotoGP пилотов с разных континентов регулярно оборачиваются провалом, что вредит шоу. Обычно, это были решения заводских проектов, связанные с их политикой и планами. Но похоже, что теперь вся эта история контролируется промоутером более жестко, чем прежде.
Так, безоговорочно слабейший пилот Королевского класса Сомкьят Шантра продемонстрировал полную неготовность к вступлению в MotoGP и потому покинет класс по завершении сезона, взяв всего 1 очко, и то, "подаренное" ему испанцем Алешем Эспаргаро, который пропустил тайца вперед, чтобы тот открыл счет. Сомкьят с тех пор не поехал лучше или быстрее, а стабильно замыкает протокол со значительным отставанием от коллег. Увы, спортивная, идеологическая и ментальная подготовка азиатских пилотов (кроме японцев) настолько слаба, что даже жесткое сито Asia Talent Cup, Moto3 и несколько сезонов в Moto2 не способны вывести их на должный уровень. Ну, не могут - и всё тут!
Необходимость присутствия тайского гонщика на стартовой решетке - неизбежное зло для Dorna Sports, которая смещает коммерческий приоритет на Азию, где шоу востребовано, а зрителей достаточно много, и они пока еще готовы платить.
Тайский этап и прелюдия к нему (презентация сезона в центре Бангкока) помогли заработать денег в начале сезона MotoGP 2025. Но потенциал Таиланда быстро исчерпывается, и Dorna будет искать другие "локомотивы" для заработка денег в ожидании развития американской программы. И Скрипач - он больше не нужен.
Red Bull MotoGP Rookies Cup, тем не менее, уже готов выдать новую порцию новобранцев: победителем сезона 2025 года стал (без сюрпризов) испанец Бриан Уриарте, но 2-3 место заняли представители Индонезии и Малайзии - Веда Пратама и Хаким Даниш. В ТОП-5 завершил год Марко Морелли с аргентинским паспортом.
Red Bull KTM Ajo уже объявила о подписании контракта с Уриарте на 2026 год. Очередной юный испанец пополнит состав заводской команды в Moto3, став напарником Альваро Карпе, в 2024 году выигравшего одновременно и RBRC, и титул FIM JuniorGP World Championship.
Ничего необычного: это - конвейер!
Действительно, за 25 лет состав стартовой решетки MotoGP сильно изменился. Если в 90-х там было полно австралийцев, новозеландцев, американцев, южноамериканцев и японцев, то сегодня 15 пилотов - испанцы и итальянцы. Оставшиеся представляют очень узкий круг стран - Францию (промоушн Dorna), Португалию (протекция президента FIM Жоржа Виегаса), Австралию и ЮАР. Японцев среди постоянных пилотов MotoGP нет, только wildcard. Тайский гонщик - первый и, вероятно, последний в своем роде скоро покинет здание.
Испания против Италии
Очевидное доминирование Испании и Италии в MotoGP связано с бурным развитием мотоспорта в этих странах в конце 80-х. До того, центрами реальной гоночной активности и развития мотоциклетных технологий были Германия, Япония, США и Австралия. Но в 90-х Испания и Италия стали новыми центрами гоночного мира: в Испании бурно пошел в рост культ Гран-При, а в Италии - Супербайка.
Италия стала самой быстро растущей мотоциклетной страной после падения британского и американского господства в индустрии: Aprilia, Ducati, MV Agusta, Gilera и производители поменьше вкладывались в команды и гонщиков, как в Гран-При, так и в World Superbike. Причем, если в Испании к Супербайку как явлению всегда относились прохладно, и это отношение лишь немного стало меняться в начале 2020-х, то Италия впитала обе культуры, поэтому мы получили плеяду великих имен в обоих чемпионатах: Росси, Бьяджи, Капиросси, Меландри, Кили, Канепа - все они блистали с 90-х по 2010-е.
Только в конце 2010-х Dorna Sports задумалась, почему Испания не приемлет World Superbike как явление: испанских гонщиков с громкими именами там попросту не было! Мы знаем Карлоса Чеку, но опять же, имя он себе сделал в MotoGP еще в начале 2000-х. Были еще Рубен Чаус, Фонси Нието и Грегорио Лавилла, возглавляющий сегодня дирекцию WSBK.
Когда Dorna купила World Superbike у его основателя, Infront Motorsport, испанцы буквально не знали, что с этим делать, поскольку в самой Испании им никто не интересовался, а итальянский офис WSBK, делавший чемпионат предыдущие 15 лет, Dorna разогнала из принципа. Первые годы проведения гонок Мирового Супербайка на испанских трассах проходили при пустых трибунах, особенно, в Арагоне - это было фиаско каталонского промоутера!!!
Только через несколько лет до Dorna дошло, что единственный способ "испанизировать" Супербайк - начать экспортировать туда звезд MotoGP, за которыми может последовать их фанатская аудитория. Поэтому, теперь в WSBK есть Альваро Баутиста, Тито Рабат, Чави Виеха и Икер Лекуона, а также большая группировка пилотов из Moto3 и Moto2, которым закрыли путь в MotoGP.
Но всё это не очень помогает, поскольку гонщики из Испании попадают в WSBK уже на закате карьеры, в зрелом возрасте, а развивать тему надо среди совсем молодых. Но они хотят только в Гран-При, потому что там - настоящие деньги, а всё остальное - отстой и пустая трата времени.
А ситуация с поступлением в чемпионаты молодых иностранцев выглядит так: они просто не обладают достаточным финансовым ресурсом, чтобы закрепиться в Европе. Чтобы зайти в MotoGP требуется потратить до 2 миллионов евро - пройти путь от юниора до пилота Moto2, платя командам от 150 до 450 тысяч евро каждый сезон просто за саму возможность выступать в топовых чемпионатах (ETC, RBRC, Moto4, Moto3 и Moto2). Эту нагрузку выдерживают лишь двое из десяти прошедших квалификационный отбор в Rookies Cup.

Росси против Маркес - это Италия против Испании, и так было всегда!
Поэтому, как бы не хотела Dorna, приток гонщиков из стран Америки, Австралии, Азии, России крайне незначительный, и Испания с Италией всегда будут иметь преимущество. Но при этом, Испания всегда будет противостоять Италии в наплыве юных Росси.
Феномен Валентино Росси легко объяснить
Валентино Росси сделал Италию снова великой мотоциклетной державой на политическом и идеологическом уровне. Причем, говоря «Росси», мы подразумеваем мотоциклизм и мотогонки в целом, а не только MotoGP - уникальный феномен, который испанцам никак не повторить, поскольку Марк Маркес - это только MotoGP, это исключительно спорт высших достижений, такая машина рекордов, никак не связанная с реальной жизнью.
«Марк не один из нас: он же принципиально на мотоцикле не ездит!»
Росси стал иконой мотоциклизма, потому что его культура изначально базируется на любви к мотоциклу как образу жизни, да и просто средству передвижения. Валентино гонял вместе со сверстниками по улицам Тавульи и Урбино на скутере, использовал мотоцикл для поездок в школу, он вырос в гараже у Грациано. И перестал ездить на мотоцикле как средстве передвижения только в 2000-ных, уже будучи 2-кратным чемпионом мира, звездой. Половина его рекламных проектов и интеграций связаны с образом человека на мотоцикле, а не гонщика или спортсмена, поскольку Росси воплощает в себе образ человека на мотоцикле. Yamaha никогда не откажется от сотрудничества с Валентино, потому что даже сейчас он самим своим присутствием в паддоке MotoGP, а также участием в Yamaha Riding Experience продолжает продавать топ-модели завода, которые даже в мотосалонах больше не выставляются.
Все, кто преклоняются перед Маркесом, знают его лишь как спортсмена-идеалиста. Но ОН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МОТОЦИКЛИСТОМ и никогда им не был, поэтому Маркес никогда не станет частью мотокультуры в глобальном масштабе, а многими и вовсе воспринимается как злой гений от мотоспорта. И это тоже не идет на пользу Испании, поскольку получается, что Марк является продуктом испанской машины по производству бездушных спортсменов-роботов, работающих на публику, когда им выгодно, а на деле думающих только об одном - как войти в историю и поскорее уйти в отставку, при этом заработав побольше денег (кстати, привет от Хорхе Лоренцо).
Хорхе Мартин - это антипод Марка Маркеса
По той же причине, Хорхе Мартин никогда не станет мегазвездой MotoGP на годы: Мартин - это испанский антипод Марка Маркеса, человек, который для многих ассоциируется к борцом за идею, а не за деньги
Хорхе выиграл титул чемпиона MotoGP 2024 года, вложив в это слишком много жизненных сил и всю свою душу. Он не действовал по технологии, поскольку был человеком, прежде всего, любящим мотоцикл и езду на нем. Стать чемпионом мира по Мото Гран-При для Мартина - мечта детства, и когда он ее воплотил, на этом его карьерный путь по идее мог бы и завершиться. Уже в октябре 2023 года он выгорел дотла, а в ноябре 2024-го превратился в «Терминатора», которого следовало опустить в расплавленный метал со словами «Hasta la vista, baby». Оттуда Мартин вылез новым человеком, совсем не тем, которым мы привыкли его видеть в 2023-24 годах.
История с Aprilia и желанием "продать" им «№1» изначально выглядит странной. Лично Мартин никогда не преследовал цели заработать все деньги мира, и от того, афера с попыткой соскочить с контракта Aprilia ради более жирного гонорара в Honda выглядит так нелепо, неестественно, уныло и... была обречена на провал. Желание вернуться к битве за титул в 2026 после всего не выглядит убедительно.
MotoGP - только для лучших
Но Испания полна новых Маркесов! Их поток не уменьшается. Совсем другое дело, Италия, которая снова на пороге глубокого кризиса кадров.

Марко Беццекки сегодня абсолютно бесценен для Aprilia Racing, потому что второго такого нет
Созданные Валентино Росси и его командой в начале 2010-х Академия и VR46 Racing Team дали MotoGP новое поколение гонщиков, воспитанных в духе постоянной борьбы, однако, не преследовавших целей Маркеса (заработать все деньги мира). По философии семьи Росси (здесь - не только Валентино, сколько его отца Грациано, с которым они по-прежнему очень близки), главное, делать свое дело с полной отдачей и не думать о деньгах. Деньги будут, когда ты станешь лучшим.
Росси вложил всю душу в создание "семьи" VR46 - лучших мотогонщиков Италии, которые сегодня сидят на заводских прототипах MotoGP: Баньяя, Беццекки, Морбиделли, Марини, не забудем и о Николо Булеге, флагмане Ducati в WSBK.
Испания держит темп, Италия - нет
К сожалению для Италии, Академия VR46 больше не производит новых чемпионов. Росси выполнил свое обещание, показав Италии путь и дав ей целую армию новых звезд. Но за ними никого нет. Этот факт признал босс Ducati Клаудио Доменикали, сказавший, что не видит в Moto3 и Moto2 достойных стать новыми звездами MotoGP здесь и сейчас. Тем более, итальянцев. Прежде всего, итальянцев... Поток скоро иссякнет.
Когда Кармело Эспелете задали прямой вопрос - а не планирует ли он вмешиваться в доминирование Марка Маркеса, который мог бы стать чемпионом MotoGP 2025 года супер досрочно, уже в Мизано, босс Dorna ответил со всей определенностью: «Никак. Это все-таки чемпионат мира, и здесь у нас спорт, так что победит сильнейший. А сильнейшим сегодня является Маркес». Точка.

Гонка ESBK Moto4 в Наварре: полная решетка!
И главная проблема Dorna в том, что Испания продолжает усиленными темпами ковать лучшие кадры для MotoGP, и противодействовать этому невозможно, поскольку сама же Dorna и создала этот конвейер!
Испанский паспорт - токсичный актив
Dorna стоит перед самой трудной политической проблемой в своей истории: как не превратить MotoGP в «Кубок Испании» через какие-нибудь 3-5 лет. Конвейер продолжает работать, доступность испанских юниорских серий, кубков и региональных чемпионатов дает все инструменты для развития. Индустрия отлично работает и испанские гонщики в массе своей - лучше многих других, особенно, из обеих Америк.
Но тут критический момент: поток новобранцев из Испании прибывает постоянно, а мест для их трудоустройства больше нет.

Мотоспорт поставлен в Испании на конвейер: с возраста в 9-10 лет - и до вступления в Гран-При после 16 лет
Ситуация с Педро Акостой, которого в конце 2023 года надо было по контракту перевести в MotoGP, подсветила две ключевые проблемы чемпионата: у Dorna нет способности и желания для расширения стартовой решетки, но все вовлеченные в индустрию стороны набрали темп - налицо кризис перепроизводства!
Это означало, что Dorna придется идти на непопулярные меры. То есть, увольнять Скрипачей, которые с точки зрения чемпионата больше не нужны. Увольнение Пола Эспаргаро из Tech3, который выступал там по заводскому контракту и имел еще целый год в запасе по договору, без шума никак нельзя было провести. Поэтому, Пол получил очень мягкий "перевод" на скамейку запасных, суперкар в подарок и обещание 5-6 выходов на старт MotoGP по wildcard в следующем году.
Ситуация с Сомкьятом Шантрой и LCR Honda с этой точки зрения уже не выглядит "дичью" - слабейший пилот не должен занимать место нового претендента! А судя по всему, любой новобранец по wildcard окажется быстрее тайца.
И тут, снова этот вопрос - вопрос национальности: насколько Dorna выгодны одни люди и невыгодны другие. Испанский паспорт снова становится препятствием на пути к достижению цели всей жизни - оказаться в MotoGP!
Motorsport поднимает вопрос
Вот уже второй год подряд испанский портал Motorsport поднимает вопрос: почему Yamaha и Pramac Racing выбрали Джека Миллера и Топрака Разгатлиоглу, отказавшись от Мигеля Оливеры и Мануэля Гонсалеса?
Кармело Эспелета в Мизано уже подвергся атакам со стороны испанских СМИ, которые обвинили Dorna в предвзятости: за 12 месяцев два испанских гонщика, которые должны были бы войти в MotoGP по праву сильнейших, пролетели - их места отдали пилотам из-за океана. Будущее каждого из них под вопросом.
Летом 2024 года карьерный рост пришлось остановить Серхио Гарсии, а в этом та же история произошла с Мануэлем Гонсалесом. Ману придется остаться в Moto2, но через год, если он не получит предложение от команды MotoGP, скорее всего, предстоит покинуть Гран-При.
Оба раза испанские пилоты были №1 в коротком списке Yamaha Racing для вступления в MotoGP, но решение в конечном счете было принято в пользу австралийца Джека Миллера - не без рекомендации Dorna.
Отказ от Серхио Гарсии Эспелета тогда прокомментировал так:
«На Олимпиаде, если ты американец и занял четвёртое место в своей стране, ты не поедешь. Без вариантов. И MotoGP - это только для самых лучших» - ответил он, намекая, что быть просто "перспективным" мало, а если при этом у тебя еще и испанский паспорт, то...
Кармело привел большую тираду в качестве оправдания решений: «Хотя я сам - испанец, не могу допустить, чтобы некоторые ребята, у которых с детства было гораздо больше возможностей для развития, доминировали на стартовой решетке. Ясно, что в Испании с этим [развитием мотоспорта] всё идет хорошо, но мы не можем превращаться в кубок Испании, чтобы испанцы заняли всю стартовую решетку. И это - решение чемпионата».
Иными словами, все последние кадровые решения, включая т.н. "желание" Honda подписать бразильца Диого Морейру и крест на карьере Гонсалеса, который Морейру опережает в чемпионате Moto2 на 39 очков, - исключительно политика чемпионата, то есть, политика Dorna Sports.
В то же время: «Dorna не навязывает командам свою волю по присутствию на решетке пилотов из конкретных стран, - сказал Кармело Эспелета в Мизано, комментируя последние кадровые решения Honda и Yamaha. - Мы просто хотим, чтобы на стартовой решетке были лучшие гонщики со всего мира. Приоритет Dorna - убедиться, что они лучшие, вот и всё».
Dorna иногда делает безупречные ставки
Как менеджеры, боссы Dorna работают отлично. В некоторых случаях они безошибочно угадывают «призовую лошадь» и делают на нее ставку, которая затем играет много лет подряд.

Фабио Куартараро - лучшая ставка Dorna Sports с 2015 года!
Лучший пример - Фабио Куартараро, спасение карьеры Жоана Зарко также произошло не без «звонка другу». Вдвоем, французы теперь вывозят самый коммерчески успешный и посещаемый этап MotoGP, Гран-При Франции. Куартараро буквально провели за руку по пути от юниорских кубков - через Moto3, для чего Dorna переписала правила вступления в чемпионат юниорам, - а затем и в Королевский класс.
В Moto2 он не блистал, был крайне нестабилен с точки зрения результатов. Он просто ждал своего часа, о котором ему заранее намекнули сверху: для него готовили место в MotoGP по ряду причин. Если бы за ним не присматривал Большой Брат (Dorna), скорее всего, Фабио лишился места в паддоке Гран-При уже в 2018 году.
Вступление Куартараро в MotoGP произошло в самый подходящий момент, благодаря Разлану Разали и его команде Sepang Racing Team, которая как раз открыла вакансию - и Dorna тут же рекомендовала менеджеру кандидата. Разали давно следил за Фабио, поскольку в Сепанге занимался именно поиском юных талантов среди малазийцев и преуспел в этом. Но даже если бы не Разлан, на следующий год француза подписала бы Yamaha Racing, так или иначе.
Заводы, в целом, не против легкой навязчивости промоутера, когда это им выгодно. Такой сегодня выглядит ситуация с бразильцем Диого Морейрой, который хорош в Moto2, но для Королевского класса станет темной лошадкой. Honda это устраивает, поскольку рынок Бразилии, куда MotoGP приходит в 2026 году, является их приоритетным направлением. Морейру могут взять лишь на сезон, как Сомкьята, выполнив просьбу Dorna... никто ничем не рискует!
Мигель Оливера вне игры, потому что Гран-При Португалии не был успешным событием с точки зрения финансов и посещаемости. Протекция президента FIM больше не работает - кредит доверия исчерпан.
Место португальца займет Топрак Разгатлиоглу. Никто не знает, будет ли Турок хорош в MotoGP, но в целом эта замена соответствует логике Dorna. Само то, что он из Турции - преимущество, плюс, всем интрига: а может, MotoGP вернется в Стамбул? Это может быть чудесным событием. Может быть...
Liberty Media всё это полностью устраивает: «До сих пор всё, что мы предлагали, казалось им правильным. У нас с ними действительно очень тесная связь, потому что они люди, которые очень хорошо разбираются в бизнесе и могут нам помочь» - подытожил президент Dorna.






