Основные понятия и правила в мотогонках
FIM (международная мотоциклетная федерация) и национальные федерации устанавливают свои правила для мотогонок различного класса.
Вобщем, все правила проведения мотогонок можно разделить на три больших раздела:
1) Правила поведения участников
2) Технический регламент соревнований
3) Система управления и судейства
Значительно отличаются друг от друга технический регламент и системы управления и судейства. Это обусловлено разницей в классах, весовыми категориями, кубатурами, и даже полом гонщиков. Соответственно, различны и системы подсчета очков и принципов судейства в различных чемпионатах и кубках.
Правила поведения участников обычно не сильно различаются от чемпионата к чемпионату, и лишь в деталях. Система оповещения гонщиков во время проведения соревнований - с помощью разноцветных флагов, - одино из таких незыблемых правил. Разумеется, гонщики должны знать эту систему на зубок, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Например, Валентино Росси случайно (или намеренно?) принебрег показанным ему сигналом опасности на трассе - желтым флагом, проехал не сбавляя скорости и обогнал при этом пару гонщиков, сбавивших по правилам скорость. И что же? Росси пришел первым в Донингтоне в тот день, но за игнорирование желтого флага был наказан 10-секундным штрафом, что сделало из него не золотого, а лишь бронзового призера гонки.
В скором времени мы надеемся разместить здесь полную энциклопедию действующих правил различных чемпионатов.
Флаги: что они означают
Следует учесть, что система флагов едина практически для всех видов авто- и мотоспорта, за небольшими исключениями в деталях исполнения предписаний комиссаров и стюартов. Так что, изучив раз правила флагов, вы можете смело и со знанием дела наблюдать за любыми гонками!!!
КЛЕТЧАТЫЙ ФЛАГ
1. Финишный флаг - означает, что лидер гонки прошел дистанцию полностью.
2. После финиша лидера, остальные гонщики, имеющие отставание менее одного целого круга, обязаны проехать через финишную черту, затем покинуть трассу.
3. Счет времени отставания и кругов отставания фиксируется на момент возникновения ситуации с клетчатым флагом (финиша). Время финиша лидера гонки признается нулевой точкой отсчета отставания для остальных гонщиков.
ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ
1. Знак того, что трасса свободна и безопасна. Его показывают в начале гонки, когда загорается зеленый свет или гаснет красный (как в MotoGP). Это означает, что гонка началась и можно ехать. Флаг убирают после того, как лидер проходит первый круг.
2. В случае появления на трассе желтых флагов (символа опасности), зеленый флаг демонстрируется на следующем маршальском посту после потенциально опасной зоны и снимает ограничения, наложенные желтым флагом. И см. п1.
ЖЕЛТЫЙ ФЛАГ
1. Флаг показывает, что в зоне действия поста или на близлежащем посту в пределах трассы находится какая-то опасность. Это может быть упавший мотоцикл, либо помеха, либо что-то еще, что в случае столкновения может нанести серьезный вред гонщикам.
2. Во время действия желтого флага запрещается совершать обгонные маневры, необходимо сохранять свою позицию на трассе на момент возникновения ситуации, а также снизить скорость. Новые поправки в MotoGP также предписывают снижать скорость до минимально возможной, так как за желтым флагом может последать красный или флаг рестарта. Нарушение правил желтого флага влекут за собой штрафные санкции для гонщика.
КРАСНЫЙ ФЛАГ
1. Символ прекращения заезда (сессии). Дублируется красным мигающим светофором по длине всей трассы. Показывается в случае возникновения какой-либо неустранимой проблемы на трассе, либо в случае серьезной аварии, которая морально или физически может нанести вред другим гонщикам.
2. Флаг выкидывается всеми маршальскими постами по решению Директора гонки. Это может произойти, например, в случае радикального изменения погоды или других неожиданных явлений, а также потенциальной угрозы для спортсменов.
3. После возникновения ситуации с красным флагом, гонщики обязаны максимально снизить скорость, запрещаются обгоны, останавливается счет времени, все позиции сохраняются. Гонщики должны незамедлительно направиться на пит-лейн.
4. В случае, если гонка останавливается красными флагами, в зависимости от того, какой процент дистанции уже пройден (в разных чемпионатах - от 50 до 75%), Дирекция гонки принимает решение, засчитывать результаты заезда по фактической ситуации на момент остановки, объявлять рестарт или признавать гонку не состоявшейся. В истории World Superbike есть два случая, когда гонки, остановленные в середине заезда, считались состоявшимися, а гонщикам начисляли 1/2 очков. Пример: Монца, 2012 год.
СИНИЙ ФЛАГ
Сигнал комисара, означающий, что позади гонщика идет более быстрый спортсмен, и чтобы тот не мешал и не тормозил его. Иными словами, уступи дорогу.
ЧЕРНЫЙ ФЛАГ
1. Символ удаления с трассы или "Вернись на пит-лейн". Демонстрируется вместе с номером пилота, к которому он относится. Его показывают, если какой-то гонщик является серьезной помехой в гонке или представляет угрозу другим гонщикам (как то поломка мотоцикла, либо исключительно низкий темп), но не желает самостоятельно покидать дистанцию, к нему может быть предпринята мера принудительного удаления с трассы - черный флаг.
2. Гонщик должен принять максимально безопасное положение на трассе и покинуть ее в ближайшем удобном месте либо вернуться на пит-лейн.
БЕЛЫЙ ФЛАГ
1. В титульных соревнованиях по шоссейно-кольцевым мотогонкам под эгидой FIM (World Superbike, MotoGP и т.д.) демонстрирует, что пилоты получили право вернуться на пит-лейн прямо во время заезда и поменять мотоцикл или колеса. Это связано с введением правил проведения гонок нон-стоп из-за смены погодных условий прямой по ходу заездов в 2012 году. Решение о демонстрации белых флагов принимает Дирекция гонки.
2. В других мотоциклетных соревнованиях может показывать лидеру, что до финиша гонки до осталось пройти один круг.
БЕЛЫЙ ФЛАГ С ДИАГОНАЛЬНЫМИ КРАСНЫМИ ПОЛОСАМИ
"Мокрый флаг" или "капли дождя" демонстрирует, что трасса скользкая из-за воды (наличие воды на трассе). Демонстрируется маршалами по личному усмотрению на том посту, где погодная ситуация резко меняется, например, начинается дождь.
ПОЛОСАТЫЙ ЖЕЛТО-КРАСНЫЙ ФЛАГ
1. Масло на трассе. Означает, что в определенном секторе имеется разлив какой-либо скользкой жидкости (топлива или масла) или имеется обильное скопление осколков после аварии или разгерметизации двигателя.
2. Появление флага не означает остановку гонки, но привлекает внимание к проблеме, как пилотов, так и Дирекции.